Тема:Басни А.И.Крылова.

Урок чтения в 4-ом классе

Задачи:

  1. Повторить произведения А.И.Крылова; определить значение и место   баснописца в русской литературе; обобщить и закрепить знания о жанре басни, познакомить с краткой историей развития этого жанра.
  2. Развивать технику чтения, речь, мыслительные операции: формировать умения определять мораль басни
  3. Воспитывать у учащихся эмоционально-эстетическое восприятие произведения, любовь к литературе.

Тип урока: обобщение пройденного материала, контроль знаний, умений, навыков по изученной теме.

Форма работы: групповая

Оборудование и оформление доски: компьютер, проектор, экран, выставка детских рисунков по басням.

 1. Организующий момент.

ученик: Мы сильные и смелые

Мы умные, умелые

Учитель:Сколько голов…

ученик: …столько умов

Учитель: Сегодня на уроке мы постараемся подтвердить эту народную мудрость…

Актуализация знаний

Учитель: А темой нашего разговора будет литературный жанр, представляющий собой краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ — ..?

ученик: басня

Учитель:  и самый известный баснописец на Руси, это — …

ученик: Иван Андреевич Крылов

Крылов Иван Андреевич

Учитель: работать будем небольшими группами, а к концу урока узнаем, какая из групп лучше всего знает пройденную тему. А моим ассистентом на уроке сегодня будет (фамилия, имя ученика)

Учитель: Так, как тема нашего занятия – басня, давайте вспомним особенности этого литературного жанра.

Первое задание для групп: надо как можно быстрее и точнее перечислить данные особенности. Группа, которая готова, поднимает руки.

Ассистент: За каждый правильный ответ – 1балл.

(Идет работа в группах, затем дети зачитывают готовые ответы.)

ученик:

  • небольшой рассказ, часто стихотворный
  • в баснях высмеиваются человеческие недостатки, отрицательные качества характера
  • делится на две части: основное повествование и мораль
  • используются художественные средства и приёмы: аллегория, олицетворение
  • персонажами чаще всего являются животные
  • басни пишутся разговорным языком с частым использованием диалога

Учитель: Вы назвали много специальных литературных терминов, проведём небольшую словарную работу. У каждой группы на столе в конверте лежат задания. Одно из них – объяснить значение слова, которое у вас записано.Зачитываете свое слово и объясняетеего так, как запомнили, как понимаете.

Ассистент: за правильный ответ – 2 балла.

  1. пороки
  2. мораль
  3. аллегория
  4. олицетворение
  5. персонажи
порок - предосудительный недостаток

 III. Работа по теме:

Учитель: Теперь обратимся к истории басни. Каждая группа подготовила краткое сообщение по истории развития басни. Мы узнаем с вами, что такое «эзопов» язык, которым пишутбасни,  имена и краткую биографию наиболее известных баснописцев.

Ассистент: за сообщение – до 3 баллов.

А) Эзоп

Эзоп - баснописец Древней Греции

Б) Жан де Лафонтен

Лафонтен - французкий баснописец

В)А.П.Сумароков

Сумароков русский писатель

Г) Иван Иванович Хемницер

Хемницер Иван Иванович

Д) И.А.Крылов

Крылов баснописец

(Сообщения детей с показом слайдов)

У: Следующее задание – ваша домашняя заготовка. Каждая группа инсценировала одну басню,  В своей басне вы должны были определить мораль , показать какой порок высмеивает автор и подобрала к ней пословицу, поговорку, или крылатое выражение, фразеологизм.

А: за инсценировку – 5 баллов, за дополнительное задание3 балла.

(Дети показывают инсценировку, называют пословицы, поговорки.)

IV.Физкультурная минутка.

А теперь небольшая весёлая разминка.  В ваших конвертах и на экране – зашифрованы названия животных, которые встречаются в баснях Крылова. Вам надо расшифровать эти названия и под музыку изобразить то животное, которое у вас записано.

зашифрованные слова

Слова: рейвуам, шкарыамт, вдеемдь, циалси, кзетсора

Зашифрованы слова : муравей, мартышка, медведь, лисица, стрекоза.

V. Повторение пройденного материала:

У: Мы знаем, что точные и остроумные фразы из басен Крылова стали крылатыми выражениями, пословицами и поговорками.

Следующее задание: вы должны будете отгадать из какой басни И.А.Крылова данные выражения и записать их.

А:за правильные ответы- 3 балла.

(Дети  отгадывают, записывают и сдают ассистенту свои ответы.Ассистент зачитывает правильный вариант ответов)

Учитель:

Сильнее кошки зверя нет!«Мышь и Крыса»)

Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! «Чиж и Голубь»

А Васька слушает, да ест. «Кот и Повар»

Хоть видит око, да зуб неймёт. «Лисица и виноград»

«Слона-то я и не приметил! «Любопытный»

Чем Кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, Кума оборотиться? «Зеркало и Обезьяна»

Учитель: Последнее задание продолжит предыдущее. Только теперь название басни надо будет угадать по иллюстрации.

Ассистент: Каждый правильный ответ – 1 балл.

(На экране демонстрируются слайды-иллюстрации из книг по басням Крылова, дети угадывают и называют их)

Лиса и ворона
Стрекоза и муравей
дуб и свинья
kozel
ryby
Untitled-1
Untitled-3

Подведение итогов

Ассистент: Крылов глазами известных людей.

Этот человек – загадка, и великая.

К. Батюшков

Образец русского себе на уме. Кто может изучить русский язык вполне, то должен познакомиться с Крыловым

В. Г. Белинский

Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый русский язык в устах великого и могучего народа русского

А.С.Пушкин

Крылов! Это имя нам дорого с детства,

И знает Крылова любой человек,-

Дедушка нам оставил наследство,

Которое светит из века в век.

Лебедев-Кумач

Подсчитываются баллы, ассистент делает анализ урока.

Открытый урок — видео

Презентация: Басни Крылова

Автор: Ибраева Татьяна Николаевна

Диплом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.