Урок чтения в 4-ом классе
Задачи:
- Повторить произведения А.И.Крылова; определить значение и место баснописца в русской литературе; обобщить и закрепить знания о жанре басни, познакомить с краткой историей развития этого жанра.
- Развивать технику чтения, речь, мыслительные операции: формировать умения определять мораль басни
- Воспитывать у учащихся эмоционально-эстетическое восприятие произведения, любовь к литературе.
Тип урока: обобщение пройденного материала, контроль знаний, умений, навыков по изученной теме.
Форма работы: групповая
Оборудование и оформление доски: компьютер, проектор, экран, выставка детских рисунков по басням.
1. Организующий момент.
ученик: Мы сильные и смелые
Мы умные, умелые
Учитель:Сколько голов…
ученик: …столько умов
Учитель: Сегодня на уроке мы постараемся подтвердить эту народную мудрость…
Актуализация знаний
Учитель: А темой нашего разговора будет литературный жанр, представляющий собой краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ — ..?
ученик: басня
Учитель: и самый известный баснописец на Руси, это — …
ученик: Иван Андреевич Крылов
Учитель: работать будем небольшими группами, а к концу урока узнаем, какая из групп лучше всего знает пройденную тему. А моим ассистентом на уроке сегодня будет (фамилия, имя ученика)
Учитель: Так, как тема нашего занятия – басня, давайте вспомним особенности этого литературного жанра.
Первое задание для групп: надо как можно быстрее и точнее перечислить данные особенности. Группа, которая готова, поднимает руки.
Ассистент: За каждый правильный ответ – 1балл.
(Идет работа в группах, затем дети зачитывают готовые ответы.)
ученик:
- небольшой рассказ, часто стихотворный
- в баснях высмеиваются человеческие недостатки, отрицательные качества характера
- делится на две части: основное повествование и мораль
- используются художественные средства и приёмы: аллегория, олицетворение
- персонажами чаще всего являются животные
- басни пишутся разговорным языком с частым использованием диалога
Учитель: Вы назвали много специальных литературных терминов, проведём небольшую словарную работу. У каждой группы на столе в конверте лежат задания. Одно из них – объяснить значение слова, которое у вас записано.Зачитываете свое слово и объясняетеего так, как запомнили, как понимаете.
Ассистент: за правильный ответ – 2 балла.
- пороки
- мораль
- аллегория
- олицетворение
- персонажи
III. Работа по теме:
Учитель: Теперь обратимся к истории басни. Каждая группа подготовила краткое сообщение по истории развития басни. Мы узнаем с вами, что такое «эзопов» язык, которым пишутбасни, имена и краткую биографию наиболее известных баснописцев.
Ассистент: за сообщение – до 3 баллов.
А) Эзоп
Б) Жан де Лафонтен
В)А.П.Сумароков
Г) Иван Иванович Хемницер
Д) И.А.Крылов
(Сообщения детей с показом слайдов)
У: Следующее задание – ваша домашняя заготовка. Каждая группа инсценировала одну басню, В своей басне вы должны были определить мораль , показать какой порок высмеивает автор и подобрала к ней пословицу, поговорку, или крылатое выражение, фразеологизм.
А: за инсценировку – 5 баллов, за дополнительное задание – 3 балла.
(Дети показывают инсценировку, называют пословицы, поговорки.)
IV.Физкультурная минутка.
А теперь небольшая весёлая разминка. В ваших конвертах и на экране – зашифрованы названия животных, которые встречаются в баснях Крылова. Вам надо расшифровать эти названия и под музыку изобразить то животное, которое у вас записано.
Слова: рейвуам, шкарыамт, вдеемдь, циалси, кзетсора
Зашифрованы слова : муравей, мартышка, медведь, лисица, стрекоза.
V. Повторение пройденного материала:
У: Мы знаем, что точные и остроумные фразы из басен Крылова стали крылатыми выражениями, пословицами и поговорками.
Следующее задание: вы должны будете отгадать из какой басни И.А.Крылова данные выражения и записать их.
А:за правильные ответы- 3 балла.
(Дети отгадывают, записывают и сдают ассистенту свои ответы.Ассистент зачитывает правильный вариант ответов)
Учитель:
Сильнее кошки зверя нет!«Мышь и Крыса»)
Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! «Чиж и Голубь»
А Васька слушает, да ест. «Кот и Повар»
Хоть видит око, да зуб неймёт. «Лисица и виноград»
«Слона-то я и не приметил! «Любопытный»
Чем Кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, Кума оборотиться? «Зеркало и Обезьяна»
Учитель: Последнее задание продолжит предыдущее. Только теперь название басни надо будет угадать по иллюстрации.
Ассистент: Каждый правильный ответ – 1 балл.
(На экране демонстрируются слайды-иллюстрации из книг по басням Крылова, дети угадывают и называют их)
Подведение итогов
Ассистент: Крылов глазами известных людей.
Этот человек – загадка, и великая.
К. Батюшков
Образец русского себе на уме. Кто может изучить русский язык вполне, то должен познакомиться с Крыловым
В. Г. Белинский
Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый русский язык в устах великого и могучего народа русского
А.С.Пушкин
Крылов! Это имя нам дорого с детства,
И знает Крылова любой человек,-
Дедушка нам оставил наследство,
Которое светит из века в век.
Лебедев-Кумач
Подсчитываются баллы, ассистент делает анализ урока.
Открытый урок — видео
Автор: Ибраева Татьяна Николаевна