Арт-терапия для дошкольников: методы, средства, виды деятельности

Искусство – лекарство для души и для тела. Музыка, живопись, танцы, сочинительство благотворно отражаются на психическом и физическом состоянии человека, вне зависимости от возраста, пола, политической и религиозной принадлежности.

Впервые о лечебном воздействии искусства догадался неизвестный художник. Мужчина был ранен и попал в госпиталь. Ранение было серьезным, но не сковывало движений рук. Предвидя долгое пребывание в больнице, он приступил к любимому делу – рисованию.  Несколько недель спустя художник почувствовал, что выздоравливает быстрее, чем соседи по палате. Скорое выздоровление раненый приписал занятиям живописью. Впоследствии сделанный им вывод стал причиной спора о роли искусства в оздоровительном процессе.

Исследовав данную область ученые доказали, что человек, занимающийся творческой деятельностью во время болезни, выздоравливает быстрее. Метод приобщения больных к искусству приобрел название – арт-терапии. Особую пользу арт-терапия приносит детям дошкольного возраста, испытывающим сложности общения со сверстниками. Азами терапии обязан владеть каждый педагог, воспитатель дошкольного учреждения.

здоровье

Задачи арт-терапевта (психолога)

Психика в дошкольном возрасте неустойчива, случаются срывы, крик,  плач без причины. Дети в этом возрасте требуют повышенного внимания. Справиться с перепадами настроения дошкольников может не каждый взрослый. Задача арт-терапии заключается в постепенном воздействии на мировоззрение, поведение, эмоции, таким образом, чтобы ребенок сам сделал правильные выводы из совершаемых поступков. В курсах арт-терапии нуждаются все дошкольники. С помощью искусства поднимают силу духа, вселяют чувство уверенности, учат приспосабливаться к жизни.

Арт-терапия предназначена также для:

  • Развития речевой, познавательной деятельности дошкольника. Столкнувшись с новыми предметами (красками, карандашами, мольбертом, цветным песком, новой песенкой или танцем), дети проявляют любопытство. Они изучают названные предметы – пробуют на вкус, распознают цвет,  запах, интересуются назначением.
  • Развития уверенности дошкольника в собственных силах. Во время занятий арт-терапией предоставляется полная свобода действий. Дети вправе импровизировать при создании нового. Чувствуя значимость творения, сравнивая с работами соседей по парте, они осознают, как по мере усложнения занятия, возрастает их мастерство. Уже после первых уроков арт-терапии замкнутые, неразговорчивые ребята начинают свободно контактировать со сверстниками, воспитателями.
  • Контроля эмоционального фона. Дети, в возрасте 3-5 лет, не умеют контролировать собственные эмоции, арт-терапия помогает им в этом. Страх, горе, гнев, восхищение немедленно проявляются в виде физической реакции – слез, истерики, смеха. На занятиях по арт-терапии дошкольников учат понимать, что с помощью плача и истерики улучшить качество сделанной поделки невозможно. Наблюдая за работой в группе дети осознают, что для достижения успеха необходимы усилия,  концентрация внимания, направление эмоций на создаваемый предмет, а не на окружающих, этому их учит арт-терапия.
  • Развития креативного творческого мышления. Особенность арт-терапии —  отказ от навязывания вида творческой деятельности и способа выражения. Работающие с арт-терапевтом, могут самостоятельно выбрать занятие (танец, пение, рисунок), решить хотят ли они использовать краски, карандаши, фломастеры, другие материалы. На тренингах по сказотерапии дети самостоятельно придумывают поучительную историю. В основе ее могут быть сказки, рассказанные родителями, воспитателями, или детские фантазии. Собственные идеи приветствуются и  поощряются больше, чем заимствованные.
  • Воспитания здоровой, общественно полезной личности. Занятные уроки, проводимые в игровой форме, призваны рассказать о важности вежливого обращения друг с другом, со взрослыми, о способах выражения благодарности, необходимости оказания посильной помощи нуждающимся в ней. Этот воспитательный момент присутствует при рассказывании и составлении детьми собственных сказок.

Терапия для дошкольников может выполнять и другие задачи (развивать моторику, адаптировать детей с неизлечимыми синдромами к жизни), но главное ее преимущество перед обычными видами психологической помощи состоит в эффективности по всем направлениям. Результаты становятся видимыми к 4-5 урокам, на протяжении которых дети играют, знакомятся со сверстниками, выполняют требования воспитателей. Дошкольники не задумываются о степени вовлеченности в игру, что часто бывает, когда их заставляют заниматься против воли. Рисование для дошкольников крайне важно, но это далеко не единственный вид деятельности, о чем не следует забывать при индивидуальной работе с ребенком.

Виды арт-терапии

Наиболее популярными, действенными приемами, используемыми арт-терапевтами, являются:

  • изотерапия (рисование);
  • цветотерапия (изучение цветов и оттенков);
  • песочная терапия (игры с песком развивают мелкую моторику рук);
  • игротерапия (успокаивает, учит справляться с детскими психологическими комплексами);
  • музыкотерапия ( предлагаются к прослушиванию детские мелодии, в процессе прослушивания можно самостоятельно придумать песенку, спеть ее с остальными ребятами из группы);
  • сказкотерапия (на занятии по арт-терапии рассказывают сказки, помогают придумывать собственные истории, избежать стеснения при их рассказе).

В зависимости от эмоционального состояния, готовности к взаимодействию, в дошкольном возрасте могут применяться как отдельно взятые приемы, так и все перечисленные методы в целом.

жюри в работе

Изотерапия

Нет на свете человека, абсолютно равнодушного к рисованию. Как правило, малыши дошкольного возраста используют для рисования любую подходящую гладкую поверхность – окрашенные стены, обои, пол, асфальт. К сожалению, такие шедевры детского творчества редко умиляют взрослых. Наказанный дошкольник может осознать степень вины, но желание рисовать пропадет, что плохо, поскольку посредством рисунка он выплескивает накопившуюся лишнюю энергию.

Помочь маленькому человеку призвана изотерапия. Данный вид терапии не является обычным уроком. Дошкольник попадает не на занятие со строгим учителем, а в лабораторию по воплощению любых фантазий. Рисование для дошкольников является едва ли не одним из доступнейших вариантов самовыражения. Наиболее популярными способами  создания картины, которыми с радостью пользуются дошкольники в детском саду, являются:

  • Рисунки на песке, бумаге. Песок поливается водой, детям предлагается оставить на нем отпечаток руки, либо нарисовать пальцами картину. Эту же процедуру можно проделать с сухим песком. Таким же образом используют окрашенный песок. Для создания картины на белый лист бумаги наносят клеем очертание предмета, после чего посыпают его песком. После сдувания песчинок на листе проявится картина. Работа с песком развивает познавательные процессы, внимание, память, мышление, пространственное воображение, запускает процессы саморегуляции.

Дошкольникам не предоставляется макет или образец уже кем-то созданного творения, они самостоятельно ищут решение задачи, придумывают собственный узор. Поскольку большинство рисунков будет выглядеть одинаково, то у выполнившего их не возникнет чувства ущемления, потерянности.  Психическое состояние и навыки коммуникации дошкольника будут расширены за счет необходимости искать помощи сверстников (просьб о передачи клея, выборе цвета).

Рисунки на песке — разновидность творческой продуктивной деятельности. Они расширяют кругозор, показывая дошкольникам степень многоликости искусства.

  • Техника марания в арт-терапии дошкольников. Пока дошкольник не научился держать в руках кисть или карандаш, техника марания является для него единственным доступным способом рисования. Но это не значит, что детям, уже умеющим рисовать, следует от него отказываться.

мальчик в краске

Дошкольнику предлагаются легко растворимые, хорошо смываемые водой краски, лист бумаги, абсолютный простор для выражения своей фантазии. Он может рисовать пальцами руки, или ладонью, задача – оставить как можно больше красивых отпечатков на холсте. Каких-либо критериев оценки при этом не существует. Краски можно использовать так, как захочется – покрыть бумагу отдельными кругами, линиями, либо закрасить всю поверхность.

Удобнее всего «марать» на полу.  Дети часто выбирают пол в качестве естественной поверхности для создания рисунков. Арт-терапия создает комфортные условия для развития творческой деятельности, потому перемещение на пол не должно смущать родителей. Группа детей может работать на одном листе сообща, или же использовать его для индивидуального творчества каждого в отдельности.

  • Рисование акватушью в арт-терапии. Наиболее подходящий вид изотерапии для детей, испытывающих проблемы с концентрацией внимания и негативным восприятием окружающих. Для создания рисунка акватушью необходима обычная гуашь разных оттенков, специальная черная тушь. На плотный ватман гуашью наносится рисунок, после чего он покрывается черной тушью и помещается в емкость с водой. Более вязкая и густая тушь практически не смывается, тогда как гуашь, растекаясь, проявляется сквозь нее. После просыхания на черной поверхности листа образуется тонированный оттиск со слегка размытыми краями.

Процесс создания картинки занимает у дошкольника более 5-10 минут, что позволяет детям, испытывающим дефицит внимания, почувствовать радость от результата поэтапной деятельности.  Дошкольники, негативно реагирующие на попытки вовлечения их в творческий процесс посредством арт-терапии, начинают проявлять заинтересованность и в конечном итоге с удовольствием повторяют эксперимент, но уже самостоятельно. Краски и тушь безопасны для здоровья, но представляют некоторую опасность для одежды, потому все дети работают в защитных фартуках с нарукавниками.

изотерапия

  • Штриховка, каракули. Дошкольникам дают фломастер, ручку или карандаш, предлагают с их помощью начеркать что-либо на бумаге. Никаких особых требований к красоте, качеству рисунка не предъявляется. Многие дети просто заштриховывают лист прямыми линиями, другие же создают вполне понятные рисунки из каракулей и даже клякс. Для повышения интереса к данной технике, развития способности чувствовать карандаш, лист бумаги укладывают на рифленую поверхность, в результате чего на нем появляется нечто вроде оттиска.  Нагляднее всего такой оттиск смотрится при подкладывании под бумагу обычной монетки. Штриховка и каракули позволяют оценить эмоционально состояние детей, снять напряжение, подготовить руку к рисованию красками и кистями.  Каракули призваны активизировать творческий посыл у стеснительных личностей, заставить ребенка действовать. Времени на данный вид изотерапии отводится немного – 10-15 минут.
  • Монотипия в арт-терапии. На поверхность, не впитывающую краску (пластик, ламинат, линолеум, глянцевый лист бумаги), гуашью наносится контур, после чего к нему прикладывается лист бумаги, на котором после разъединения поверхностей проявляется зеркально отраженный отпечаток картины. Детям предлагается дать описание получившемуся результату, оценить красоту рисунка, при необходимости дорисовать, не проявившиеся на бумаге линии. Данная художественная деятельность чрезвычайно интересна, поскольку конечный результат рисования может заметно отличаться от начального его этапа, что предоставляет возможность для самостоятельного внесения корректив, если таковые необходимы.
  • Ниткография. Толстые и тонкие волокна и нити опускают в разноцветные краски, после чего с их помощью выкладывают рисунок на бумаге. Не давая нити высохнуть, к поверхности прикладывается чистый белый лист. В результате проделанной работы на обеих поверхностях проявятся интересные забавляющие ребенка картинки.
  • Рисунки на стеклянной поверхности в арт-терапии. На стекло выливают окрашенную красками воду, дети водят по нему рукой и пальцами, превращая размытые пятна в узоры.  Использование стекла позволяет снизить тревожность ребенка, уменьшить страх и стеснительность. Никаких правил рисования на стекле не существует, никто не требует от дошкольника создавать картины, потому дети могут бездумно отдаваться игре, что заметно раскрепощает, делает более уверенным в собственных силах. Данный прием используют по отношению к дошкольникам еще не знакомым с карандашами, красками, восковыми мелками, или бумагой, либо имевшими негативный опыт в данной области.

Особенностью изотерапии для дошкольников является наличие возможности использовать для рисования предметы, окружающие дошкольника в комнате, где проводится занятие. Малышей не принуждают использовать кисти и краски, если это им не нравится. Дети вправе рисовать сухими листьями, пальцами, вымоченными в воде грифелями от карандашей, другими предметами, с помощью которых на поверхности остается отпечаток. Программа по изо для дошкольников в обязательном порядке включает несколько видов изотерапии, перечисленных выше.

детство

Музыко- и сказкотерапия

Музыка, как вид арт-терапии, поднимает настроение, расслабляет, улучшает самочувствие. Правильно подобранные мелодии настраивают на положительный лад, снижают агрессию, избавляют от страха, чувства стеснения. В ходе занятий по музыкотерапии дошкольники слушают песни, пытаются воспроизвести их самостоятельно, запоминают отдельные слова, ритм, пытаются создать собственную мелодию. При этом способность конкретного человека к музыкальной деятельности и наличие у него музыкального слуха в расчет не принимаются. Музыка помогает:

  • избавиться от стрессового состояния (если дошкольник рассержен, или постоянно плачет, то прослушивание вместе с ним детских музыкальных композиций облегчает положение);
  • справиться с дефектами речи (в процессе пения и прослушивания музыки активируются клетки головного мозга, речевые связки, дошкольником предпринимаются попытки в точности повторить слова из любимой песенки);
  • регулировать поведение (агрессивно настроенный дошкольник выплескивает накопившийся страх и гнев в танец).

Прослушивание музыки тесным образом связано с игровой деятельностью, танцами, сказкотерапией. Пока звучит музыка дети танцуют, пытаются воссоздать сценку из песенки (в ходе прослушивания песенки Чебурашки, начинающейся словами «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам», дети изображают пешеходов и действия, которые происходят далее). Используя мотив песни, дошкольники сочиняют собственную мелодию и даже музыкальную сказку. Участвовать в творческом процессе может каждый по отдельности, либо все дети в группе, при этом у каждого будет индивидуальное задание, которое станет частью целого произведения.

Так, воспитатель вправе подать ребенку идею о создании сказки о плохом мальчике, с которым случаются неприятности из-за его неправильного поведения. Каждый дошкольник при этом придумывает собственную сказку, или же все дети придумывают по одной неприятности, с которой сталкивается главный герой. Результатом совместного труда станет полноценная сказка, рассказывая которую друг другу дошкольники смогут многое исправить в собственном поведении.

Игровая форма занятий — рисование пение, танцы — единственно приемлемый метод работы с малышами.

Дошкольник, не чувствующий внешнего давления, проявит себя с более яркой стороны, чем тот, кто это давление испытывает. Художественная деятельность детей должна стать неотъемлемой частью воспитания. Марание бумаги – это не просто способ занятия ребенка посильным ему трудом, но также и метод убеждения, показывающий важность этого труда. Занятия с арт-терапевтом являются обязательными для всех дошкольников без исключения. Несмотря на сравнительно небольшой возраст детей, нельзя исключать наличие у них психологических и физических проблем. Изучение создаваемых малышом рисунков позволяет своевременно определить волнующую ребенка проблему и вступить в борьбу с ней.

разрисовашки

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *