Тема: творчество А. Л. Барто;  стихотворение «Веревочка»

Тип урока: урок изучения нового

Цель: познакомить учащихся с биографией и творчеством поэтессы А.Л.Барто

Задачи:

  • учебные:
    1. знакомство с краткой биографией А.Л.Барто,
    2. знакомство со стихотворением «Веревочка»
  • развивающие: развитие речи, внимания, памяти; формирование навыков выразительного чтения
  • воспитательные:воспитание любви к чтению, к спорту, формирование качеств характера: целеустремленности, упорства в достижении цели; повторение правил дорожного движения (катание на велосипеде)

1. Организационный момент

Слайд № 1

у:  Вместе дружно, вместе смело

Вновь беремся мы за дело

  • Актуализация знаний:

 

У: Сегодня мы будем говорить о творчестве хорошо знакомого нам автора. Чтобы назвать фамилию этого человека, отгадайте загадки

Загадки: на экране

Слайд №2 (дети читают и отгадывают)

2015-12-21 21-07-10 Агния Львовна Барто.pptx - PowerPoint

Он и стройный, и красивый,
У него густая грива!
Жаль, нельзя на нем промчаться,
Можно только покачаться (лошадка-качалка)

Кинешь в речку – не тонет,
Бьешь о стенку – не стонет,
Будешь оземь кидать –
Станет кверху летать (мяч).

Совсем не нужен ей водитель.
Ключом ее вы заведите –
Колесики начнут крутиться,
Поставьте, и она помчится (Заводная машинка)

Одноногий  Ивашка –
Расписная рубашка!
Петь, плясать – мастак,
А стоять никак (Волчок)

Зверь любимый весь из плюша:
Лапки, хвостик, даже уши (Плюшевый мишка)

И рисую, и леплю –
Очень это я люблю.
А своей сестре Валюшке
Сам я делаю …
(Игрушки)

У: Самые первые стихи из цикла  «Игрушки», с которыми мы знакомимся совсем маленькими, и вы можете мне сейчас прочитать их по памяти, ..Кто желает ?

Ученики читают несколько стихов по выбору из цикла «Игрушки» А.Барто

У: Кто назовёт автора этих строк?

у: А.Л.Барто  (  Слайд № 3)2015-12-21 21-09-01 Агния Львовна Барто.pptx - PowerPoint

У: наши ребята приготовили сообщение об известной детской поэтессе Агнии Львовне Барто.

Сообщения учеников:

Барто Агния Львовна

  1. Барто Агния Львовна — русская поэтесса. В этом году исполняется 110 лет со дня её рождения. Родилась она 17 февраля 1906 в Москве в семье врача-ветеринара. Получила хорошее домашнее воспитание. Позже училась в гимназии, где начала писать первые стихи. Одновременно занималась в хореографическом училище и хотела стать балериной.
  2. Ей было всего 19 лет, когда были опубликованы ее первые стихотворения . После выхода в свет цикла стишков для самых маленьких «Игрушки», а также стихов «Фонарик», «Машенька» и др. Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов.У: на экране фотографии А.Л.Барто; (Слайд № 4) 2015-12-21 21-10-48 Агния Львовна Барто.pptx - PowerPoint Агния Барто написала сценарии кинофильмов «Подкидыш», «Алеша Птицын вырабатывает характер», «10 000 мальчиков». Ее стихотворение «Веревочка» было взято за основу замысла фильма «Слон и веревочка».(Слайд № 5)Слайд 5
  3. В годы Великой Отечественной войны Барто находилась в эвакуации в Свердловске, выезжала на фронт с чтением своих стихов, выступала на радио, писала для газет. У Агнии Львовны было двое детей: сын и дочка. Сын Гарик погиб 5 мая 1945 года перед самым концом войны в возрасте 15 лет. Катаясь на велосипеде, он столкнулся с грузовиком, который внезапно выехал из-за угла. Неосторожность мальчика обернулись большой трагедией для всей семьи. Нужно всегда быть осторожным на дорогах и соблюдать правила дорожного движения. (Слайд № 6)Слайд 6
  4. После войны в течение девяти лет А.Барто вела на радио передачу «Найти человека», в которой занималась поисками людей, разлученных войной. С ее помощью было воссоединено около 1000 семей.
  5. А.Барто много путешествовала по разным странам: Болгарии, Исландии, Японии, Великобритании и др..Она переводила с разных языков детские стихи, и её стихи были переведены на многие языки мира.. В 1976 ей была присуждена Международная премия им. Х.К. Андерсена.
  6. Умерла Агния Барто в Москве 1 апреля 1981. Её именем названы улицы городов и одна из малых планет, расположенная между орбитами Марса и Юпитера.
  7. Новая тема: У: сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Барто . А его название мы узнаем из следующей загадки  (Слайд № 7)Слайд 7

у: это  «Скакалка»

У: Иногда дети используют вместо скакалки любую подходящую веревочку, и новое произведение, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Веревочка».(Слайд № 8)слайд 8

У: Вы знаете теперь, о чём пойдёт речь в стихотворении…

  1. В какое время года можно играть с веревочкой? (ответы учеников)
  2. Как вы думаете, какое настроение будет передавать оно читателю: грустное, весёлое, озорное или серьёзное?
  3. Кто будет главным действующим лицом: взрослый или ребенок, мальчик или девочка?..

(ответы детей)

У: Давайте проверим наши предположения. Послушаем начало произведения (прослушивание аудиозаписи: первой части стихотворения )

На доску вывешиваются слова из текста с толкованием:

Галдят — кричат, шумят

Прыгалки — скакалки

Бульвар — широкая аллея на городской улице

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.

Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.

Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!

Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.

Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.

Во дворе и на бульваре,
В переулке и в саду,
И на каждом тротуаре
У прохожих на виду,

И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе.

Вышла Лидочка вперед.
Лида прыгалку берет.

Скачут девочки вокруг
Весело и ловко,
А у Лидочки из рук
Вырвалась веревка.

— Лида, Лида, ты мала!
Зря ты прыгалку взяла!—
Лида прыгать не умеет,
Не доскачет до угла!

У:  Лида не умеет прыгать через скакалку, а из вас кто-нибудь умеет? Как вы думаете, полезно ли прыгать через скакалку и почему?

У: В хорошую весеннюю погоду все ребята любят играть в веселые подвижные игры на улице, а везде ли это можно делать? Например, на проезжей части улицы или двора?

(ответы детей) (Слайд № 9)Слайд 9

(ответы детей)

У: Любые физические упражнения полезны для развития и здоровья, так давайте попрыгаем под музыку .

4. Физминутка: (упражнения с прыжками выполняются вместе, один ученик – ведущий- показывает перед всем классом)

Слайд № 10 (видео с музыкой)

У: Как думаете, ребята, что будет делать Лидочка дальше? Ведь она совсем не умеет прыгать… Как бы вы поступили на её месте?

(ответы детей)

У: откройте учебник и прочитайте дальше самостоятельно, чтобы ответить на этот вопрос…

Пользуйтесь словарём на доске, чтобы разобраться с незнакомыми словами

(Самостоятельное чтение детей)

5. Закрепление материала:

Выборочное чтение.

У: найдите в стихотворении строчки, которые подтверждают , что Лидочка не расстроилась, не опустила руки, а взялась за упорные тренировки…

  • Найдите и прочитайте, какого результата добилась Лидочка
  • О каких качествах  характера Лидочки мы можем говорить, полезные они или вредные для человека?  Как вы думаете, есть ли у вас эти качества?

 

Отработка выразительного чтения

У: А сейчас давайте попробуем выразительно и красиво прочитать наше стихотворение.

Для этого нам необходимо соблюдать несколько правил, которые мы сформулировали на предыдущих занятиях. Кто назовёт их?

у:1) Интонация чтения должна передавать настроение или отношение к сюжету автора

У: какое настроение возникло у вас при чтении этого стихотворения? Оно совпало с нашими ожиданиями, предположениями?(ответы детей)

Значит, в каком темпе и с какой интонацией будем читать?

У: назовите второе правило выразительного чтения

у: соблюдать логическое ударение

У: что такое логическое ударение?

у: это выделение наиболее важных слов в тексте с помощью голоса.

Слайд № 11слайд 11

Работа в парах.

У: давайте попробуем почитать друг другу и оценить чтение соседа. Негромко, так, чтобы вас слышал только ваш сосед, 1вариант  начинает читать второму до моей команды…

После команды меняемся: второй вариант читает первому. Затем мы проанализируем выразительность вашего чтения.

(работа в парах)

У: Кому понравилось чтение вашего соседа и почему?

(ответы детей)

 

6.Рефлексия

Давайте закончим прослушивание записи стихотворения в исполнении профессиональных актеров и нарисуем своё настроение и отношение к сегодняшнему уроку цветом в любой геометрической фигуре, которую вы захотите изобразить на листочке. (аудиозапись)

7.Подведение итогов:

С каким произведением какого автора мы сегодня познакомились?

Какие ещё произведения этого автора вы знаете?

Можно ли детям кататься на велосипеде по проезжей части улицы?… а играть, скакать?

Где можно играть в прыгалки, скакалки и другие подвижные игры?

8.Домашнее задание (выбор задания по желанию)

  • выразительное чтение текста
  • заучивание стихотворения
  • придумать и нарисовать, что могло бы произойти, если бы Лидочка не стала учиться прыгать на скакалке, но очень бы хотела похвастаться перед девочками своими достижениями… Кто не умеет рисовать, может рассказать своими словами.

По ссылке можно скачать файл презентации для проведения урока Презентация Агния Львовна Барто

Тема: творчество А. Л. Барто;  стихотворение «Веревочка»: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *