Духовно-нравственное воспитание дошкольников: особенности и основы работы

Родители должны не только выкормить и вырастить своего ребенка, но и заложить основы духовно-нравственного воспитания. Поток информации, который он впитывает из телевизионных передач, интернета, общения со сверстниками на улице, повышает потребность в духовном, нравственном развитии уже с дошкольного возраста. Это объясняется таким фактом – все, что вложено в кроху в раннем детстве, будет сопровождать его всю жизнь и влиять на его формирование личности с последующим воспитанием ответственности перед нравственностью и законодательством, поможет определить свой «список» жизненных ценностей.

О целевых задачах

Духовно-нравственное воспитание дошкольников процесс продолжительный, по окончании которого можно заметить у малышей изменение сознания, а также сформированное чувство добра к ближним, слабым. Цель представленного объяснения заключается в воспитании нравственных качеств, изначально базирующихся на основах культурного общения и лицезрения, отношению к обществу и даже к самому себе.

О задачах воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста можно сказать коротко. Основа воспитания – это заложение в их менталитет понятия о хорошем и плохом поведении, воспитание уважения к окружающей общественности. Взрослые должны объяснить крохе, как важно стать достойным членом общества с соблюдением нравственных качеств, морали. Специалисты отмечают, что дети, которые усвоили такие понятия, как чувство дружбы, доброты, любви и справедливости, имеют более высокий уровень духовного развития. У них не возникает проблем в общении с окружающими, они менее подвержены различным стрессам. Поэтому нужно начинать духовно-нравственное развитие в семье в раннем детском возрасте, когда кроха больше всего восприимчив к усвоению простых истин,  они потом и будут определять его дела и поступки.

Формирование у дошкольников нравственных качеств происходит с достижением следующих задач:

  • Объяснение важности родного дома и семьи – дети должны понимать, что детский сад, родной город и прочие моменты – это его Родина, родное место, о котором следует помнить всегда.
  • Воспитание ответственности и положительного отношения к живым организмам и природе в целом.
  • Обоснование уважения к трудовым работам – подразумевается любой труд, включающий такие важные моменты, как во благо себе, во благо близким, во благо природе и так далее.
  • Формирование чувства уважения и интереса к традициям и родному промыслу.
  • Изучение основных познаний о правах человека.
  • Расширение кругозора о городах своей страны.
  • Знакомство с символами родной страны.
  • Воспитание чувства гордости за действия своей страны, достигнутые моменты.
  • Объяснение важности чувства уважения к другим народам и странам.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется обществом – родителями, родственниками, воспитателями, учителями посещаемых секций.

мальчик с Земным шаром

О принципах достижения цели

Принципов достижения цели, а в данном вопросе – это именно духовное воспитание, очень много. Но среди огромного количества можно выделить следующие:

  • Духовный ориентир – объяснение важности воспитания нравственных качеств на основе религиозных принципов и основ. Представленный принцип позволяет определить и отличить добро от зла.
  • Гуманистический принцип – определение чувства сострадания, сочувствия, как к людям, так и к животным.
  • Естественнонаучный – развитие у дошкольников основ социальной адаптации и поведения, а также законов становления с использованием научных методов и примеров;
  • Культурологический –  развитие понимания и уважения национальных ценностей и традиций, причем не только своих, но и других народов;
  • Государственный – обоснование нравственных качеств на законодательном уровне России.

В результате подобного многообразия духовно-нравственное развитие дошкольников должно происходить в обществе и детском саду, где воспитатели должны проводить соответствующие занятия, прибегать к игровой форме. Занятия должны включать в себя такие системы изучения, как научность, наглядность, активность, последовательность, ответственность и прочие качества характера и поведения ребенка.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников: особенности и основы работы

О методике работы

Существует несколько методов, позволяющих воспитать духовно-нравственные качества. В каждом методе свои приемы, поэтому разбирать их следует основательно и подробно – это поможет маме и папе самостоятельно начать работу по заложению в сознание нравственных качеств.

Наглядно-действенный метод

Наиболее распространенные приемы и более эффективная работа достигаются путем наглядного объяснения и восприятия. Поэтому представленный метод используется в следующих ситуациях:

  • показ сказок – осуществляется педагогами, родителями и детьми, заключается в изучении моральных принципов на примере;
  • рассматривание картин, икон и прочих иллюстраций – таким образом приобщают к культуре, восприятию окружения;
  • проведение дидактических игр – детям дошкольного возраста предпочтительнее принимать участие в музыкальных играх;
  • наблюдения – наблюдать можно как за ходом игры других, так и за развитием живого существа;
  • экскурсии – приобщают к восприятию и осознанию старины, реликвий, учат бережно относиться к достопримечательностям;
  • выплеск эмоций в творческом процессе – предлагают самостоятельно придумать сказку, нарисовать рисунок после посещения какого-либо праздника и прочие приемы, помогающие запечатлеть новую информацию (это наилучшее усвоение нового).

Наглядно-действенный метод подразумевает обязательное проведение изучение объекта глазами и последующая работа руками или сознанием. К примеру, можно рассказать о картине, показать ее, а затем попросить самостоятельно нарисовать что-то похожее, но не срисовать. Таким образом дети лучше запоминают особенности определенного направления, стиля, работы, а также формируют и показывают свое личное проявление, индивидуальность.

сказка

Словесно-образный метод

Духовно-нравственное развитие невозможно без формирования собственного мнения о той или иной ситуации. Они должны проявлять свою индивидуальность, что зачастую происходит посредством разговоров и словесной работы. Поэтому словесно-образный метод является наиболее эффективным в становлении, благодаря чему выделяют следующие ситуации, когда применяются соответствующие приемы:

  • чтение сказок с педагогом и последующее их обыгрывание;
  • чтение сказок и стихотворений с последующей драматизацией для формирования восприятия мыслей и чувств героев;
  • формирование полноценных ответов на заданные учителем вопросы;
  • обращение к играм – сюжетно-ролевым, дидактическим, разновидностям с элементами драматизации;
  • отгадывание загадок, которые задает педагог;
  • просмотр наглядного материала – кукол для самостоятельной постановки сказок, костюмов, просто картин с интерпретацией определенной сказки;
  • формирование собственного полноценного ответа после прочитанного, сыгранного или рассмотренного – ребята должны делиться впечатлениями, поскольку таким образом формируется проявление индивидуальности, особенностей восприятия.

В дошкольном учреждении хорошо и довольно часто практикуется прием разбора житейских ситуаций. К примеру, два мальчика подрались в результате того, что хотели поиграть одновременно с одной игрушкой. Педагог дошкольного учреждения (воспитатель) должен обратить внимание всех на произошедший конфликт, разобрать его, объяснить, как необходимо было разрешить ситуацию. Здесь же можно спросить у ребят их личное мнение – это поможет узнать характер каждого малыша и продолжить с ним работу, корректируя мысли и сознание в сторону воспитания нравственных качеств.

дети за чтением

Практический метод

Практический метод по самому названию уже позволяет определить приемы, используемые в данном случае. Метод позволяет закрепить изученное на практике, поэтому используется постоянно по мере изучения определенных навыков и правил. К наиболее распространенным приемам относят следующие моменты:

  • организация педагогами продуктивной деятельности – здесь можно уделить время изобразительному искусству и любому ручному труду, желательно все делать после ярких впечатлений (утренника, экскурсии и прочих событий);
  • игры – подойдут все подвижные и малоподвижные игры, также можно использовать строительные материалы для самостоятельного изготовления того, что хочет ребенок.

Представленные приемы надежно закрепляют мнение общественности о тех или иных вопросах, а также формируют нравственные качества.

Что делают в детском саду

Закладка нравственных качеств в сознание происходит в течение всей жизни. Так, дошкольники большую часть своего времени пребывают в станах дошкольного учреждения. В результате педагоги уделяют изучению моральных принципов и духовному восприятию больше времени, нежели родители. Родительская деятельность должна быть больше направлена на закрепление полученных в дошкольном учреждении знаний. К примеру, вечером по возвращению домой можно расспросить кроху о том, что они сегодня днем делали. Малыш будет с восхищением рассказывать о тех моментах, которые ему понравились, приглянулись согласно его личностным качествам. Задача мамы и папы – расспросить обо всех моментах обучения, поскольку некоторые из них могли не «понравиться», в результате чего он расскажет о них с неохотой или вскользь. В этот момент родителям следует распознать формирование у дошкольников уровень духовно-нравственного воспитания и постараться направить мысли, корректируя их с учетом религиозных, социальных и правовых устоев.

мальчик медитирует

Для социально-нравственного развития дошкольника педагоги практикуют в дошкольном учреждении следующие приемы:

  • Знакомят с разными сторонами социального окружения. Как ни странно, но в детском саду изучается только теоретическая часть – основа же ложится на маму и папу, которые уже дома на собственном примере закладывают практическую часть. Для занятий нередко используется презентация – часть наглядно-действенного метода.
  • Для воспитания нравственных основ в детском саду практикуют совместные игры с последующим разбором возникшей конфликтной ситуации, что во время игры возникает постоянно. Помимо прочего, в детском дошкольном учреждении малыши дополнительно учатся делиться, помогать друг другу, распределять какие-либо обязанности (последнее контролируется педагогами).
  • В обязательном порядке в дошкольном учреждении практикуют выполнение личных обязанностей. К примеру, среди дошкольников распределяется дежурство на кухне и в туалете – дети должны следить за состоянием своего участка и своевременно говорить педагогам и помощникам воспитателей о появившейся проблеме. Как правило, дежурные по кухне помогают накрывать на стол, а по туалету следят за состоянием чистоты полов – наличие влаги на кафеле может стать причиной получения травмы.

Представленные действия должны практиковаться и в домашних условиях, поскольку ребенку необходимо показать тот факт, что подобные практики – это норма, а не пожелание и обязанность лишь в стенах дошкольного учреждения. Практические занятия помогут сформировать видение об ответственности и представлении социальных значений, основ, правил.

О роли родителей

Развитие дошкольников происходит в параллели с действиями педагогов детского сада. Причем до 6 лет объяснять, что такое хорошо, в чем отличие добра и зла – бесполезно. До указанного возраста малыши прямо копируют поведение родителей, лишь уже перед школой можно малышам внушить какие-либо правила и основы морали. Чтобы не упустить момент духовно-нравственного воспитания, мама и папа вместе и по отдельности должны показывать правильное поведение и разбор на хороших и плохих на собственном примере.

Помимо прочего, малышей следует развивать всесторонне – важно водить их на всевозможные кружки, чтобы выбрать наиболее интересные занятия.  Изучив многочисленные ремесла и виды деятельности, ребенок дошкольного возраста получит колоссальные знания о различных видах деятельности, самостоятельно определит преимущества и недостатки, будет делиться впечатлениями с родителями и друзьями. По мере развития и достижения поставленных задач родители должны всегда поощрять детей.

Развитие дошкольников в большей степени происходит на основании сказок. Сказки в данном случае – это отображение нравственных качеств добрых и злых людей, поэтому кроха на наглядном примере формирует собственное представление о допустимом и запретном поведении.

Задача родителей – на собственном примере, любовью и заботой – помочь дошкольнику сформировать в своем сознании собственные ценности. По факту развития и проведения занятий, каких-либо объяснений, эти ценности должны удовлетворять основам морали, духовно-нравственному воспитанию общественности. Если ребенок решил идти в разрез с сознанием и принципами норм морали, необходимо правильно и аккуратно скорректировать его поведение и мысли. Но здесь следует повториться, что все должно происходить на собственном примере.

символ семьи

Работа с дошкольниками по возрасту

Воспитание нравственных качеств зависит от его возраста. Нельзя «давить» на малыша в объяснении какого-либо вопроса, если он еще не дорос до его полноценного и осознанного восприятия. Если педагоги дошкольного учреждения знают в точности, в каком возрасте следует использовать определенного рода приемы, то родителям будет гораздо сложнее в этом вопросе. Поэтому им следует заучить следующее:

  • Крохи младше трех лет в обязательном порядке должны играть в коллективе – стараться участвовать в общих играх. Взрослые должны лишь помочь в сформировании мнения и убеждения в том, что находиться среди сверстников – это интересно и полезно. Поэтому родители должны водить малыша на всевозможные детские мероприятия, дополнительные занятия, просто приводить его в песочницу или на детскую площадку.
  • Дополнительно малышей учат благодарить людей за добро и избегать злого поведения со стороны окружающих. Малыш должен вежливо общаться с ровесниками и взрослыми, обращаться на Вы и стараться называть по имени и отчеству педагогов в центрах развития или в садике.
  • С 4 лет дошкольникам рассказывают о чувстве жалости, отзывчивости, стараются поручать им несложные задания, за выполнение которых обязательно хвалят.
  • Благодаря правильному воспитанию к 5 годам ребенок уже знает, что врать плохо, следует помогать пожилым и беспомощным, беречь животных и растения, памятники культуры.

В процессе занятий с малышом родителям необходимо помнить, что в таком малом возрасте дошкольники не могут контролировать собственное поведение, а значит, все их поступки осуществляются искренне и на уровне эмоционального всплеска. При условии, что дети копируют поведение своих родителей, подражают их манерам, родители должны помнить, что им самим необходимо позаботиться о развитии у себя нравственных качеств. Так, взрослые мама и папа должны начать ценить простые события, происходящие в жизни их семьи, стараться показывать свой положительный настрой на планирование будущего, с достоинством выходить из нелицеприятных ситуаций. Малыши будут подражать своим родителям, а значит, будут стоять на верном пути в формировании собственных ценностей.

О духовно-нравственном формировании можно говорить долго. Главное в представленном вопросе – это руководствоваться собственными ценностями, правилами и нормами социального общества, самим соответствовать заданным требованиям. Тогда малышу будет легче найти себя в обществе, занять правильную позицию, отвечающую морали и закону.

пазл сложился

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *