Формирование орфографической зоркости

Одной из основных и наиболее трудных задач при формировании грамотного письма у младших школьников является развитие орфографической зоркости.

Для исключения недопонимания, определимся, что в дальнейшем будем подразумевать под терминами «орфограмма», и «орфографическая зоркость»

По М.Р. Львову: “Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки”; а орфографическую зоркость предполагает способность обнаруживать в словах орфограммы, а также определять их типы для последующей грамотной записи этих слов.

Рассмотрим поэтапно формирование навыков орфографической зоркости (ОЗ).

I этап. Обучение чтению.

дети за чтением

Большинство практикующих учителей согласны в том, что раннее чтение способствует развитию ОЗ. Чем раньше ребенок обучается чтению, тем легче он усваивает правильное написание слов. Только при обучении чтению необходимо учитывать несколько необходимых условий (факторов):

  • правильное произношение ребенком всех звуков;
  • крепкое запоминание и чёткое различение букв по виду (т.е. – ребенок не должен путать буквы)
  • часто практикуемое орфографическое чтение (читаем так, как пишется слово)

Рекомендуемые методики – логопедические, , например , по букварю Н.С.Жуковой

II этап. Обучение письму.

При обучению письму следует выделить две ступени: обучающая письменным навыкам и закрепляющая, формирующая грамотное письмо

На первой ступени необходимо учитывать, что первоначальный образ слова закладывается в память лучше всего и формирует грамотное письмо в дальнейшем. Поэтому при списывании самых первых слов важно контролировать письмо ребенка в тех случаях, когда написание слова отличается от его произношения.

Вторая ступень более длительная и включает в себя различные способы и методы, которые желательно использовать в определенной последовательности.

Списывание. При списывании необходимо четко проговаривать название каждой буквы. Особенное внимание уделяется гласным.

Группа психологов под руководством В.В. Репкина и П.С. Жедек предлагают следующий алгоритм списывания:

  1. Прочитай внимательно фразу.
  2. Повтори её по памяти.
  3. Выдели все орфограммы.
  4. Прочитай фразу орфографически.
  5. Закрой текст. Пиши, диктуя себе по слогам (орфографически).
  6. Сопоставь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
  • Письмо с проговариванием (проговаривание по слогам)..
  • Письмо слов с одинаковыми морфемами: приставкой, суффиксом, однокоренные. Например: поле, полевой, полюшко; переехать, перебежать, пересмотреть и т.д…
  • Комментированное письмо. Учащиеся проговаривают слова и обосновывают их правописание правилами, подбором проверочных слов.
    проговаривание правил
  • Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Перед письмом весь текст обсуждается, выделяются орфограммы, по слогам проговариваются словарные и сложные слова, по еще неизученным правилам . У детей с проблемами в грамотном письме такой вид работы надо проводить ежедневно (по 2-3 предложения в день)
  • Зрительные диктанты. Ряд слов или предложение запоминаются при зрительном контакте в течение нескольких секунд, а затем записываются под диктовку с соблюдением всех орфограмм по памяти. Такие диктанты развивают не только орфографическую зоркость, но и память, внимание
  • Диктант с “пропусками” — не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре, убедись, а потом запиши слово, выдели трудную букву простым или цветным карандашом.
  • Диктант с подчеркиванием. Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание активизирует мыслительную деятельность ученика, заставляет его искать правильный ответ.
  • Письмо под диктовку. Следует проводить регулярно для текущего контроля за формированием ОЗ
  • Работы творческого и поискового характера. Формируют интерес , и, соответственно, мотивируют детей в изучении языка, помогая развивать орфографическую зоркость.

Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости приводит к хорошим результатам. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять их место в слове, учатся видеть еще не изученные орфограммы. Такая работа помогает умственному развитию детей, развивает память, внимание, формирует грамотное построение речи, прививает любовь к изучению родного языка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.