Формирование самостоятельности у ребенка

По словарю Ушакова «самостоятельность – это способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность».

Самостоятельный человек – это человек, способный анализировать жизненную ситуацию, принимать решения и отвечать за свои поступки. Если так понимать это качество, то очевидно, что оно необходимо, чтобы быть успешным человеком.

К сожалению, можно заметить, что в нашем окружении всё больше встречается взрослых инфантилов, которые умеют жить только с помощью других, и за чужой счёт. Этих людей можно узнать по их отношению к проблемам: они стараются их просто не замечать, избегать, —  по принципу страуса – «голову в песок». Ещё один возможный признак несамостоятельности – это упрямое нежелание видеть и считаться с действительностью, желание сделать всё по-       своему, не считаясь с последствиями,

С какого возраста начинать воспитывать самостоятельность?

            Как только ребенок начинает сам сидеть, ходить, держать ложку и т.д. Своим похвалами и восторгом: «Молодец, сам можешь!» вы уже формируете отношение к самостоятельности. И ни в коем случае ни — «Ой, упадёшь! Осторожно!»- и т.д… Внимательно наблюдать, поддерживать, ненастойчиво контролировать, но не пугать и не останавливать там, где ребенок достаточно безопасно для себя  уже может проявить самостоятельность.

Над формированием самого качества стоит серьёзно задуматься, когда ребенку исполнится 3-4 года, и он начнет с детской любознательностью и пытливостью лезть везде и требовать: «Я сам!».

Ступени формирования самостоятельности

Начинать можно с любого , доступного малышу дела, например – прибрать свои игрушки. Сначала, ребенок смотрит и учится у взрослых, помогая им. Затем, он выполняет работу вместе со взрослыми. Следующая  ступень: он может это делать уже самостоятельно под контролем старших. И последняя — малыш всё делает сам.

Правила воспитания самостоятельности.

  1. Нельзя заставлять ребенка быть самостоятельным! Он должен сам захотеть проявить инициативу, родители могут её только поддержать. Можно подтолкнуть малыша предложением что-то сделать, подзадорить в споре, игре или  состязании, но ни в коем случае не заставлять, не насиловать его волю , что приведет к обратному эффекту.
  2. Если у ребенка не получается, или он вдруг охладел к делу, которое ему поручено,- не злитесь, не настаивайте… Попробуйте поддержать его словом, но, если ребенок проявляет упорство, — закончите дело сами, а «воспитание» отложите на более подходящий момент.
  3. Но, если у малыша всё получилось, следует его не просто поощрить, но первое время напоминать о его достижении и хвалить, объясняя или демонстрируя блестящие перспективы, которые являются следствием его самостоятельности. Например: «Теперь мы можем купить тебе новую машинку, которую ты давно просил, потому что ты умеешь убирать свои игрушки и не потеряешь её».
  4. Проявление самостоятельности должно стать чертой характера человека, а значит надо начинать с формирования полезных(даже самых маленьких) привычек, из которых и выковывается стержень человека, его воля. Поэтому каждую новую привычку закрепляем месяц-два, в зависимости от сложности; начиная с уборки свих вещей до выполнения уроков и режима дня.
  5. Есть дети, очень неуверенные в себе или безынициативные, которых всё устраивает; и ваша гиперопека в том числе. Для того, чтобы ваш подопечный решился на поступок, надо помочь ему: нарушить его «тепличный» кокон, выбить из привычной колеи, поставить задачу, организовать препятствие, без преодоления которого невозможно его дальнейшая деятельность (игра, общение, жизнь)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *