Формирование самостоятельности у ребенка

По словарю Ушакова «самостоятельность – это способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность».

Самостоятельный человек – это человек, способный анализировать жизненную ситуацию, принимать решения и отвечать за свои поступки. Если так понимать это качество, то очевидно, что оно необходимо, чтобы быть успешным человеком.

К сожалению, можно заметить, что в нашем окружении всё больше встречается взрослых инфантилов, которые умеют жить только с помощью других, и за чужой счёт. Этих людей можно узнать по их отношению к проблемам: они стараются их просто не замечать, избегать, —  по принципу страуса – «голову в песок». Ещё один возможный признак несамостоятельности – это упрямое нежелание видеть и считаться с действительностью, желание сделать всё по-       своему, не считаясь с последствиями,

С какого возраста начинать воспитывать самостоятельность?

            Как только ребенок начинает сам сидеть, ходить, держать ложку и т.д. Своим похвалами и восторгом: «Молодец, сам можешь!» вы уже формируете отношение к самостоятельности. И ни в коем случае ни — «Ой, упадёшь! Осторожно!»- и т.д… Внимательно наблюдать, поддерживать, ненастойчиво контролировать, но не пугать и не останавливать там, где ребенок достаточно безопасно для себя  уже может проявить самостоятельность.

Над формированием самого качества стоит серьёзно задуматься, когда ребенку исполнится 3-4 года, и он начнет с детской любознательностью и пытливостью лезть везде и требовать: «Я сам!».

Ступени формирования самостоятельности

Начинать можно с любого , доступного малышу дела, например – прибрать свои игрушки. Сначала, ребенок смотрит и учится у взрослых, помогая им. Затем, он выполняет работу вместе со взрослыми. Следующая  ступень: он может это делать уже самостоятельно под контролем старших. И последняя — малыш всё делает сам.

Правила воспитания самостоятельности.

  1. Нельзя заставлять ребенка быть самостоятельным! Он должен сам захотеть проявить инициативу, родители могут её только поддержать. Можно подтолкнуть малыша предложением что-то сделать, подзадорить в споре, игре или  состязании, но ни в коем случае не заставлять, не насиловать его волю , что приведет к обратному эффекту.
  2. Если у ребенка не получается, или он вдруг охладел к делу, которое ему поручено,- не злитесь, не настаивайте… Попробуйте поддержать его словом, но, если ребенок проявляет упорство, — закончите дело сами, а «воспитание» отложите на более подходящий момент.
  3. Но, если у малыша всё получилось, следует его не просто поощрить, но первое время напоминать о его достижении и хвалить, объясняя или демонстрируя блестящие перспективы, которые являются следствием его самостоятельности. Например: «Теперь мы можем купить тебе новую машинку, которую ты давно просил, потому что ты умеешь убирать свои игрушки и не потеряешь её».
  4. Проявление самостоятельности должно стать чертой характера человека, а значит надо начинать с формирования полезных(даже самых маленьких) привычек, из которых и выковывается стержень человека, его воля. Поэтому каждую новую привычку закрепляем месяц-два, в зависимости от сложности; начиная с уборки свих вещей до выполнения уроков и режима дня.
  5. Есть дети, очень неуверенные в себе или безынициативные, которых всё устраивает; и ваша гиперопека в том числе. Для того, чтобы ваш подопечный решился на поступок, надо помочь ему: нарушить его «тепличный» кокон, выбить из привычной колеи, поставить задачу, организовать препятствие, без преодоления которого невозможно его дальнейшая деятельность (игра, общение, жизнь)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *