Рабочая программа по предмету «Технология» для 3 класса разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.-М.:Просвещение,2011);
- на основе авторской программы Н.И. Роговцева, Н.В.Богданова, Н.В.Добромыслова 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2014;
Цели изучения технологии в начальной школе:
- овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
- освоение продуктивной проектной деятельности.
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата и осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» направлена на достижение младшими школьниками следующих личностных, предметных и метапредметных результатов:
Личностные результаты
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и реализовывать цели и задачи учебной деятельности, приемами поиска средств ее осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умений вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свое мнение, излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
2. Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно- преобразующей деятельности человека;
3. Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
5. Приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
6. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно—познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
— положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в городской среде;
— ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату профессиональной деятельности человека;
— представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
— интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника и с учётом собственных интересов;
— основные критерии оценивания собственной деятельности и деятельности других учеников (самостоятельно или при помощи ответов на вопросы рубрики «Вопросы юного технолога»);
— этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при выполнении проекта;
— потребность соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
— представления о значении проектной деятельности;
— интерес к конструктивной деятельности;
— простейшие навыки самообслуживания;
— понимание чувств других людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
— внутренней позиции на уровне положительного отношения к трудовой деятельности;
— этических норм (долга, сопереживания, сочувствия) на основе анализа взаимодействия людей в профессиональной деятельности;
— ценности коллективного труда в процессе реализации проекта;
— способности оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность и способы её корректировки;
— представления о себе как о гражданине России и жителе города, посёлка, деревни;
— бережного и уважительного отношения к окружающей среде;
— уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности;
— эстетических чувств (прекрасного и безобразного);
— потребности в творческой деятельности;
— учёта при выполнении изделия интересов, склонностей и способностей других учеников.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
У обучающегося будут сформированы умения:
— следовать определённым правилам при выполнении изделия;
— дополнять слайдовый и/или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике, недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя и/или самостоятельно;
— выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя;
— корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
— проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи других учеников;
— вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
— действовать в соответствии с определённой ролью;
— прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога» под руководством учителя.
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
— работать над проектом с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель, составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
— ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством учителя;
— выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия;
— прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта;
— оценивать качество своей работы.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
У обучающегося будут сформированы умения:
— выделять из текстов информацию, заданную в явной форме;
— высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, основанные на тексте и иллюстрациях учебника;
— проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника;
— использовать знаки, символы, схемы для заполнения технологической карты и при работе с материалами учебника;
— проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и/или самостоятельно;
— выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения;
— находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя и/или самостоятельно;
— проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям;
— проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
— осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;
— высказывать суждения о свойствах объектов, их строении и т. д.;
— осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учётом конкретных условий;
— устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями;
— проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;
— находить информацию по заданным основаниям и в соответствии с собственными интересами и потребностями.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
У обучающегося будут сформированы умения:
— слушать собеседника, понимать и/или принимать его точку зрения;
— находить точки соприкосновения различных мнений;
— приводить аргументы за и против под руководством учителя при совместных обсуждениях;
— осуществлять попытку решения конфликтных ситуаций (конфликтов интересов) при выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций;
— оценивать высказывания и действия партнёра, сравнивать их со своими высказываниями и поступками;
— формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;
— проявлять инициативу в ситуации общения.
Обучающийся получит возможность для формирования умений:
— строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;
— учиться договариваться, учитывая интересы партнёра и свои;
— задавать вопросы на уточнение и/или углубление получаемой информации;
— осуществлять взаимопомощь при взаимодействии в паре, группе.
Предметные результаты
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ОБЩЕТРУДОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ТРУДА
Обучающийся научится:
— воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой деятельности человека — созидателя в различных сферах на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве;
— называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод, архитектор, инженерстроитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея, садовник, дворник и др.;
— бережно относиться к предметам окружающего мира;
— организовывать самостоятельно рабочее место в зависимости от используемых инструментов и материалов;
— соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
— отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия, в зависимости от вида работы, с помощью учителя заменять их;
— проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемому материалу;
— проводить анализ конструктивных особенностей простейших предметов быта под руководством учителя и самостоятельно;
— выполнять доступные действия по самообслуживанию и осваивать доступные виды домашнего труда;
— определять самостоятельно этапы изготовления изделия на основе анализа готового изделия, текстового и/или слайдового плана, работы с технологической картой.
Обучающийся получит возможность научиться:
— осмыслять понятие «городская инфраструктура»;
— уважительно относиться к профессиональной деятельности человека;
— осмыслять значимость профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной жизни человека;
— осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность.
ТЕХНОЛОГИЯ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ МАТЕРИАЛОВ.
ЭЛЕМЕНТЫ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТЫ
Обучающийся научится:
— узнавать и называть основные материалы и их свойства, происхождение, применение в жизни (см. таблицу 1):
Таблица 1
Материал | Планируемые результаты |
Бумага и картон | определять виды бумаги: копировальная, металлизированная, калькированная — и называть их свойства; определять свойства различных видов бумаги: толщина, или объёмная масса; гладкость; белизна; прозрачность; сопротивление разрыву, излому, продавливанию; прочность поверхности; влагопрочность; деформация при намокании; скручиваемость; впитывающая способность; называть особенности использования различных видов бумаги; называть практическое применение кальки, копировальной и металлизированной бумаги; выбирать необходимый вид бумаги для выполнения изделия и объяснять свой выбор |
Текстильные и волокнистые материалы | определять структуру и состав ткани под руководством учителя; определять под руководством учителя способ производства тканей (хлопковые и льняные ткани вырабатываются из волокон растительного происхождения; шерстяные производятся из шерстяного волокна, получаемого из шерсти животных; искусственные получают, используя химические вещества); рассказывать о способе производства тканей (ткачество, гобелен) |
Природные материалы | называть свойства природных материалов; сравнивать природные материалы по цвету, форме, прочности; сравнивать свойства природных материалов при изготовлении изделий из соломки, листьев, веточек и др.; знакомиться с новым природным материалом — соломкой, её свойствами и особенностями использования в декоративноприкладном искусстве; знакомиться с новым материалом — пробкой, её свойствами и особенностями использования |
Пластичные материалы | использовать свойства (цвет, состав, пластичность) пластичных материалов при выполнении изделий; объяснять значение использования пластичных материалов в жизни человека; выбирать материал в зависимости от назначения изделия; наблюдать за использованием пластичных материалов в жизнедеятельности человека |
Конструктор | сравнивать свойства металлического и пластмассового конструктора |
Металл | называть свойства проволоки |
Бисер | называть свойства бисера, его виды и способы использования; выделять виды изделий из бисера; называть свойства лески и особенности её использования; объяснять использование лески при изготовлении изделий из бисера |
Продукты питания | объяснять понятия «продукты питания», «рецепт», «ингредиенты», «мерка»; определять виды продуктов |
— экономно расходовать используемые материалы при выполнении изделия;
— выбирать материалы в соответствии с заданными критериями;
— выполнять простейшие чертежи, эскизы и наброски;
— изготавливать изделия (плоские и объёмные) по слайдовому плану, эскизам, техническим рисункам и простым чертежам;
— выполнять разметку материала с помощью циркуля, по линейке, через копировальную, калькированную бумагу, с помощью шаблонов, на глаз;
— выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела, при помощи шаблона;
— выполнять разметку симметричных деталей;
— оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
— готовить по рецептам пищу, не требующую термической обработки;
— заполнять простейшую техническую документацию в технологической карте;
— выполнять и выбирать технологические приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств (см. таблицу 2):
Таблица 2
Материал | Планируемые результаты |
Бумага и картон | выбирать приёмы и способы работы с бумагой при выполнении изделия: склеивание, отрезание, рисование, складывание, проглаживание гладилкой, вырезание, отрывание, обрывание по контуру; размечать детали изделия при помощи шаблона, циркуля, по линейке, на глаз; соблюдать правила экономного расходования бумаги; составлять композиции по образцу, в соответствии с собственным замыслом, используя различные техники (аппликация, рваная аппликация, мозаика, конструирование, моделирование, макетирование); выполнять различные виды орнамента (геометрический, растительный, зооморфный, комбинированный); выполнять изделия на основе техники оригами; использовать способ соединения бумажных изделий при помощи клея; использовать в практической работе разные виды бумаги: журнальную, газетную, цветную, картон; выполнять раскрой деталей при помощи ножниц; использовать приёмы работы с калькой, копировальной и металлизированной бумагой; заменять вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под руководством учителя); выполнять изделия при помощи технологии папье-маше; осваивать технологию создания объёмных изделий из бумаги, используя особенности этого материала; выполнять раскрой, вырезая симметричные фигуры из гармошки, подгонкой по шаблону; осваивать элементы переплётных работ (переплёт листов в книжный блок) |
Ткани и нитки | отмерять длину нити; использовать строчки стежков в декоративных работах для оформления изделий; выполнять разметку деталей изделия при помощи выкройки; выполнять раскрой деталей изделия при помощи ножниц; расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия; выбирать нитки в зависимости от выполняемых работ и назначения; украшать изделия отделочными материалами: тесьмой, блёстками, используя вышивку и вязаные элементы; использовать технологический процесс производства тканей на ткацком станке для выполнения изделия (гобелен); называть виды плетения в ткани; конструировать новогодние костюмы из ткани; обрабатывать ткани при помощи крахмала; различать виды ниток, сравнивать их свойства и назначение; использовать виды швов при выполнении изделия: стачные и украшающие, ручные и машинные, строчку стежков «через край», тамбурный шов; освоить строчки стебельчатых, петельных и крестообразных стежков; освоить новые технологические приёмы: создание мягких игрушек из бросовых материалов (старые перчатки, варежки), производство полотна ручным способом (ткачество — гобелен), изготовление карнавального костюма; вязать воздушные петли крючком; выполнять соединение деталей при помощи натягивания нитей |
Природные материалы | применять на практике различные приёмы работы с природными материалами; использовать при выполнении и оформлении изделий различные природные материалы; выполнять сборку изделий из природных материалов при помощи клея и пластилина; осваивать технологию выполнения аппликации из соломки; осваивать приёмы работы с соломкой (подготавливать соломку к выполнению изделия, используя холодный и горячий способы); учитывать цвет и фактуру соломки при создании композиции; использовать свойства пробки при создании изделия; выполнять композицию из природных материалов; оформлять изделия из природных материалов, используя технологии росписи, аппликации |
Пластичные материалы | использовать приёмы деления пластилина с помощью стеки и нитки; использовать пластичные материалы в качестве материала для соединения деталей; использовать конструктивный способ лепки: вылепливание сложной формы из нескольких частей разных форм путём примазывания одной части к другой; лепку мелких деталей приёмом вытягивания; использовать пластилин для декорирования изделий; использовать технологию выполнения объёмных изделий; лепки из солёного теста, конструирования из пластичных материалов |
Конструктор | определять детали, необходимые для выполнения изделия; выполнять способы соединения (подвижное и неподвижное) конструктора |
Металл | осваивать способы работы с проволокой: скручивание, сгибание, откусывание; использовать приёмы работы с проволокой при выполнении изделия |
Бисер | осваивать технологию бисероплетения; выполнять изделия приёмом плетения цепочки |
Продукты питания | осваивать способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой); готовить блюда по рецептам, определяя ингредиенты и способы приготовления; использовать мерку для определения веса продуктов |
Растения, уход за растениями | осваивать способы ухода за парковыми растениями; наблюдать и фиксировать результаты; определять и использовать инструменты и приспособления, необходимые для ухода за парковыми растениями |
— использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль);
— чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;
— вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу;
— выполнять эскиз и технический рисунок;
— применять масштабирование при выполнении чертежа;
— уметь читать простейшие чертежи;
— анализировать и использовать обозначения линий чертежа;
— применять приёмы безопасной работы с инструментами;
— использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, напёрстком, ножницами, пяльцами (вышивание), ножом (разрезание), циркулем, гаечным и накидным ключами; осмыслить понятие «универсальность инструмента»;
— использовать правила безопасной работы при работе с материалами: яичной скорлупой, металлизированной бумагой;
— осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами;
— осваивать правила работы с новыми инструментами: контргайкой, острогубцами, плоскогубцами;
— осваивать способы работы с кухонными инструментами и приспособлениями;
— использовать правила безопасности и гигиены при приготовлении пищи;
— при сборке изделий использовать приёмы:
— окантовка картоном;
— крепление кнопками;
— склеивание объёмных фигур из развёрток (понимать значение клапанов при склеивании развёртки);
— соединение с помощью острогубцев и плоскогубцев;
— скручивание мягкой проволоки;
— соединение с помощью ниток, клея, скотча.
Обучающийся получит возможность научиться:
— изготавливать простейшие изделия (плоские и объёмные) по готовому образцу;
— комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
— осмыслять возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий;
— осмыслять значение инструментов и приспособлений в практической работе, быту и профессиональной деятельности;
— оформлять изделия по собственному замыслу;
— выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий;
— подбирать наиболее подходящий материал для выполнения изделия.
КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
Обучающийся научится:
— выделять детали конструкции, называть их форму, расположение и определять способ соединения;
— анализировать конструкцию изделия по рисунку, простому чертежу, схеме, готовому образцу;
— частично изменять свойства конструкции изделия;
— выполнять изделие, используя разные материалы;
— повторять в конструкции изделия конструктивные особенности реальных предметов и объектов;
— анализировать текстовый и слайдовый планы изготовления изделия; составлять на основе слайдового плана текстовый и наоборот.
Обучающийся получит возможность научиться:
— сравнивать конструкции реальных объектов и конструкции изделия;
— соотносить объёмную конструкцию из правильных геометрических фигур с изображением развёртки;
— создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.
ПРАКТИКА РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ
Обучающийся научится:
— использовать информацию, представленную в учебнике в разных формах, при защите проекта;
— воспринимать книгу как источник информации;
— наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать выводы и умозаключения;
— выполнять преобразования информации; переводить текстовую информацию в табличную форму;
— самостоятельно заполнять технологическую карту по заданному образцу;
— использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации;
— различать устройства компьютера и соблюдать правила безопасной работы;
— находить, сохранять и использовать рисунки для оформления афиши.
Обучающийся получит возможность научиться:
— переводить информацию из одного вида в другой;
— создавать простейшие информационные объекты;
— использовать возможности Интернета по поиску информации.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Обучающийся научится:
— составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому или текстовому плану;
— определять этапы проектной деятельности;
— определять задачи каждого этапа проектной деятельности под руководством учителя и самостоятельно;
— распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя и/или выбирать роли в зависимости от своих интересов и возможностей;
— проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
— проектировать деятельность по выполнению изделия на основе технологической карты как одного из средств реализации проекта.
Обучающийся получит возможность научиться:
— осмыслять понятие «стоимость изделия» и его значение в практической и производственной деятельности;
— выделять задачи каждого этапа проектной деятельности;
— распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно выполнять отдельные виды обработки материалов;
— проводить оценку качества выполнения изделия на каждом этапе проекта и корректировать выполнение изделия;
— развивать навыки работы в коллективе, умение работать в паре; применять на практике правила сотрудничества.
II. Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий
Здравствуй дорогой друг. (1 час)
Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности содержания учебника 3 класса.
Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.
Человек и Земля (18 часов)
Архитектура.
Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Объемная модель дома. Оформление изделия по эскизу.
Городские постройки.
Назначение городских построек, их архитектурные особенности. Объемная модель телебашни из проволоки.
Парк
Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка.
Проект «Детская площадка».
Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности.
Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результатов проекта, его защита.
Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани.
Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятие по пошиву одежды. Выкройка платья. Виды и свойства тканей, пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды — вышивка, монограмма. Правила безопасной работы с иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Техника выполнения стебельчатого шва.
Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации. Изготовление тканей.
Технологический процесс производства тканей. Производство полотна ручным способом.
Прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основа, уток). Гобелен, технологический процесс его создания. Изготовление гобелена по образцу. Сочетание цветов в композиции.
Вязание.
История вязания. Способы вязания. Виды и назначение вязаных вещей. Инструменты для ручного вязания — крючок и спицы. Правила работы вязальным крючком. Приемы вязания крючком.
Одежда для карнавала.
Проведение карнавала в разных странах. Особенности карнавальных костюмов из подручных материалов. Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. Работа с тканью. Изготовление карнавального костюма.
Бисероплетение.
Виды бисера. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Леска, ее свойства и особенности.
Кафе.
Знакомство с работой кафе. Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта.
Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы продуктов при помощи мерок. Работа с бумагой, конструирование модели весов.
Фруктовый завтрак.
Приготовление пищи. Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи. Рецепты блюд.
Освоение способов приготовления пищи. Приготовление блюда по рецепту и определение его стоимости.
Колпачок-цыпленок.
Сервировка стола к завтраку. Сохранение блюда теплым. Свойства синтепона. Работа с тканью. Изготовление колпачка для яиц.
Бутерброды.
Блюда, не требующие тепловой обработки, — холодные закуски. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов. Простейшая сервировка стола. Приготовление блюд по одной технологии с использованием разных ингредиентов.
Салфетница.
Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток. Изготовление салфеток для украшения праздничного стола с использованием симметрии.
Магазин подарков.
Виды магазинов. Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер). Информация об изделии (продукте) на ярлыке.
Золотистая соломка.
Работа с природными материалами. Свойства соломки. Ее использование в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки — холодный и. горячий способы. Изготовление аппликации из соломки. Учет цвета, фактуры соломки при создании композиции.
Упаковка подарков.
Значение подарка для человека. Правила упаковки и художественного оформления подарков.
Основы гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен. Учет при выборе оформления подарка его габаритных размеров и назначения.
Автомастерская.
Знакомство с историей создания и устройством автомобиля. Работа с картоном. Построение развертки при помощи вспомогательной сетки. Технология конструирования объемных фигур.
Создание объемной модели грузовика из бумаги. Тематическое оформление изделия .
Грузовик.
Работа с металлическим конструктором. Анализ конструкции готового изделия. Детали конструктора. Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения. Сборка изделия.
Человек и вода (3 часа)
Мосты
Мост, путепровод, виадук. Виды мостов, их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами. Соединение деталей — натягивание нитей.
Водный транспорт.
Водный транспорт. Виды водного транспорта. Проект «Водный транспорт».
Проектная деятельность. Работа с бумагой. Заполнение технологической карты. Океанариум.
Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек. Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой. Технология создания мягкой игрушки из подручных материалов.
Проект «Океанариум».
Работа с текстильными материалами. Изготовление упрощенного варианта мягкой игрушки.
Фонтаны.
Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объемной модели
фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.
Человек и воздух (2 часа)
Зоопарк.
История возникновения зоопарков в России. Бионика. Искусство оригами. Техники оригами.
Мокрое складывание. Условные обозначения техники оригами.
Вертолетная площадка. Особенности конструкции вертолета. Профессии: летчик, штурман, авиаконструктор. Конструирование модели вертолета. Материал — пробка.
Воздушный шар.
Техника папье-маше. Создание предметов быта. Украшение города и помещений при помощи воздушных шаров. Варианты цветового решения композиции из воздушных шаров. Способы соединения деталей при помощи ниток и скотча.
Внеклассная деятельность «Украшаем город».
Человек и информация (11 часов)
Переплётная мастерская.
Книгопечатание. Основные этапы книгопечатания.
Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплётчика. Переплёт книги и его назначение. Декорирование изделия. Переплёт листов в книжный блок.
Почта.
Способы общения и передачи информации. Почта. Телеграф. Особенности работы почты
и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие «бланк».
Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового отправления.
Кукольный театр.
Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы.
Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре. Спектакль.
Осмысление способов передачи информации при помощи книги, письма, телеграммы, афиши, театральной программки, спектакля.
Проект «Готовим спектакль».
Проектная деятельность. Изготовление пальчиковых кукол для спектакля. Работа с тканью,шитье.
Афиша. ПрограммаМiсrоsоft Office Word. Правила набора текста. Программа Мiсrоsоft Word Document.doc. Сохранение документа, форматирование, печать.
Урок обобщение. Рассмотрение папок достижений.
III Календарно-тематическое планирование на 2020/2021учебный год
№ п/п | № Урока по теме | Количество часов | Сроки проведения | Тема урока | Планируемые результаты освоения материала | ||
План | Факт | ||||||
Здравствуй дорогой друг. (1 час) | |||||||
1. | 1. | Как работать с учебником (папка достижений) | П: применять знания, полученные в 1—2 класса нарисовать маршрутную карту города. Р:оценивать свои результатов. К: адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога. Л:уметь самостоятельно пользоваться учебником и рабочей тетрадью для 3 класса Самостоятельно пользоваться учебником и рабочей тетрадью для 3 класса, применять знания, полученные в 1—2 классах; нарисовать маршрутную карту села. | ||||
Человек и Земля (18 часов) | |||||||
1. | Архитектура. Изделие: дом. | П:объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; определять различия архитектурных особенностей и обосновывать своё мнение; Р:адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога; формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; формулировать собственное мнение; приходить к согласованному мнению в совместной деятельности, выполнять учебное задание, используя план; выполнять учебное действие, используя условные знаки; выполнять учебное задание по чертежу. К:выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задан Выполнять чертёж фигуры в масштабе, читать чертёж, выполнять чертёж развёртки; сконструировать макет дома из бумаги П:определять инструменты для работы с проволокой и обосновывать свой выбор формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога. Р:выполнять учебное действие, используя план; выполнять учебное действие, используя правило. Л:проявлять интерес к объектам социального назначения. Различать плоскогубцы и кусачки, резать, сгибать и соединять проволоку, выполнять технический рисунок; сконструировать модель телебашни из проволоки. П:объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; определять виды соединений природного материала и обосновывать свой выбор; формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; Р:приходить к общему мнению в совместной деятельности выполнять учебное действие, используя план; К:оценивать выполнение учебного задания.Л: проявлять интерес к ландшафтному дизайну Грамотно сочетать различные материалы в работе над одной композицией; выполнять эскиз; составлять план работы над изделием; создать макет городского парка из природных материалов. П:использовать приобретённые знания при выполнении задания. Р:адекватно взаимодействовать и представлять результат деятельности группы; К:распределять обязанности для выполнения учебного задания. Л: выполнять проект «Двор моей мечты» (детская площадка). Работать в мини-группе под руководством учителя; использовать алгоритм работы над проектом; представлять результат своей деятельности; анализировать свою работу по заданным критериям; закрепить навыки работы с бумагой на практическом уровне. П:использовать приобретённые знания при выполнении задания. Р: проявлять ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности. К:распределять обязанности для выполнения учебного задания. Л:выполнять детскую площадку Украсить платочек монограммой, уметь различать виды швов, тканей. | |||||
1. | Городские постройки. Изделие: телебашня. Телебашня | ||||||
1. | Парк. Изделие: городской парк. | ||||||
1. | Проект «Детская площадка». | ||||||
1. | Ателье мод. Украшение платочка монограммой. | ||||||
1. | Аппликация из ткани. Украшение фартука. | П:объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; определять вид одежды в соответствии с её назначением; использовать приобретённые знания в оформлении эскиза школьной формы. Р:формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога; выполнять учебное действие, используя план. Л: проявлять интерес к истории создания одежды. Знать технологию выполнения аппликации из ткани; различать виды аппликации; самостоятельно составлять композицию для выполнения аппликации; выполнять аппликацию по алгоритму; украсить фартук аппликацией из ткани с помощью петельного шва. | |||||
1. | Изготовление тканей. Гобелен. | П:объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; определять состав и свойства ткани и обосновывать своё мнение. формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; Р:приходить к общему мнению в совместной деятельности. выполнять учебное действие, используя план, проводить исследование тканей и оформлять данные в таблицу; сопоставлять образец ткани с её описанием при составлении коллекции тканей. Л: проявлять интерес к истории создания тканей, в частности орнаментальных. Размечать лист по линейке, отличать гобелен от других форм ткачества, создать изделие «Гобелен». | |||||
1. | Вязание. Воздушные петли. Народные умельцы. | . П:объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; пользоваться правилами работы при вязании крючком. К:использовать речевые средства в рамках учебного диалога, отработать навык составления плана работы. Р:Выполнять учебное действие, используя алгоритм. Л:проявлять интерес к истории возникновения вязания, использовать приёмы переплетения и обосновывать свой выбор; выполнять переплетение Создать цепочку из «воздушных петель» с помощью вязания крючком, применять правила работы при вязании крючком, составлять план работы; создать композицию «Воздушные петли». | |||||
1. | Одежда для карнавала. Изделие: кавалер, дама. | П:объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; определять виды швов, их назначение и обосновывать своё мнение. К:использовать речевые средства для представления результата. Р:оформлять эскиз маски с учётом образа и подбирать материалы для изготовления маски; выполнять маску по своему эскизу; сопоставлять эскиз маски и её образ при выборе материалов для выполнения. Л:проявлять интерес к изучению темы; проявлять желание узнать историю карнавального костюма. рассказывать историю появления карнавала. Работать с выкрой- кой, изготавливать карнавальный костюм. | |||||
1. | Бисероплетение. Изделие: браслетик «Цветочки». | П:объяснять значение новых понятий и использовать их в активном словаре; определять инструменты, приспособления для бисероплетения и обосновывать своё мнение. К:формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Р:выполнять учебное действие, используя план и схему плетения; выполнять взаимопроверку учебного задания, рассказывать историю появления бисероплетения. Л:проявлять интерес к истории создания изделий из бисера, в частности орнаментальных. | |||||
1. | Кафе «Кулинарная сказка». Изделие: весы. Тест. Кухонные принадлежности. Конструирование. | . П: уметь пользоваться таблицей мер веса продуктов; К:уметь советоваться при выборе блюд и способах определения массы продуктов при помощи мерок. Р: самостоятельно составлять план работы над изделием, собирать конструкцию из бумаги с помощью дополнительных приспособлений; сконструировать изделие «Весы». Л:знакомство с работой кафе, профессиональными обязанностями повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе Пользоваться табли- цей мер веса продуктов, самостоятельно составлять план работы над изделием, собирать конструкцию из бумаги с помощью дополнительных приспособлений; сконструировать изделие «Весы». | |||||
1. | Фруктовый завтрак. Работа со съедобными материалами. | П:применять правила поведения при приготовлении пищи; приготовить салат «Фруктовый завтрак» К: советоваться какие ингредиенты будут использовать для приготовления салата? Какие кухонные приспособления понадобятся? Р: выполнять действия на разделочной доске, знать для чего стаканы и миска, нож и ложка: правила работы ножом. Л:уметь пользоваться ножом и разделочной доской, пользоваться рецептом, смешивать ингредиенты развивать чувство взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности, воспитывать желание учиться готовить. Уметь пользоваться ножом и разделочной доской, пользоваться рецептом, смешивать ингредиенты, применять правила поведения при приготовлении пи-щи; приготовить салат «Фруктовый завтрак» Отработать правила работы ножом; научить работать со съедобными материалами; | |||||
1. | Работа с тканью. Колпачок для яиц. Изделие: цыплята. | П: уметь размечать детали по линейке, Работать с выкройкой, использовать швы «вперёд иголку» и «через край»; уметь определять свойства синтепона, Р:выставка работ учащихся анализ своих работ и работ одноклассников по критериям: аккуратность, законченность, функциональность. Л:узнать о преимуществах синтепона. Уметь размечать детали по линейке. Работать с выкройкой, использовать швы «вперёд иголку» и «через край»; уметь определять свойства синтепона, самостоятельно придумывать элементы оформления и декорировать изделие; изготовить изделие «Цыплята» | |||||
1. | Кулинария. Изделие: бутерброды. Национальные блюда у татар. | П: учиться самостоятельно изготавливать холодные закуски К: уметь распределять работу с товарищами в группе; приготовить бутерброды и закуску «Радуга на шпажке»Р:рассказывать, какие вопросы и трудности возникли, при составлении плана. Л:воспитывать чувство взаимовыручки; учить самостоятельному изготовлению холодных закусок. Уметь распределять работу с товарищами в группе; приготовить бутерброды и закуску «Радуга на шпажке». | |||||
1. | Сервировка стола. Салфетница. | П:самостоятельно придумывать декоративные элементы и оформлять изделие; сделать салфетницу из бумаги и картона.Р: анализировать образцы изделий, обсуждать план работы; умение работы с бумагой, самостоятельного оформления изделия.К: уметь распределять работу с товарищами в группе. Закрепить навыки разметки по линейке, использования принципа симметрии; уметь различать виды симметричных изображений, самостоятельно придумывать декоративные элементы и оформлять изделие; сделать сал-фетницу из бумаги и картона. | |||||
1. | Магазин подарков. Лепка. Изделие: брелок для ключей. | П:самостоятельно замешивать солёное тесто и использовать различные приёмы лепки из теста; определять место приобретения различных подарков и обосновывать своё мнение; определять вид подарка в зависимости от получателя и повода и обосновывать своё мнение. К:ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности; Р:сделать брелок из солёного теста. Уметь отличать солёное тесто от других пластичных материалов (пластилина и глины), применять новый способ окраски солёного теста, самостоятельно замешивать солёное тесто и использовать различные приёмы лепки из теста; сделать брелок из солёного теста | |||||
1. | Работа с природными материалами. Золотистая соломка. | П: знать способы обработки соломки, уметь выполнять из соломки свои композиции. К: делиться мнениями о фонах для аппликации из соломки и обосновывать своё мнение. Р:определять цветовое решение для оформления подарка и обосновывать своё мнение; осознание собственных достижений при освоении темы. Л:развивать навыки коллективной работы Уметь обрабатывать соломку холодным способом; сделать картину «золотая соломка» | |||||
1. | Упаковка подарков. | Р: уметь составлять план работы, упаковывать подарок, учитывая его форму и назначение. К: уметь обсуждать сочетание цвета в композиции; проводить групповой анализ образца изделия «Упаковка подарков». П:изготовить изделие «Упаковка подарков». Л:Проявлять: интерес к изучению темы; позитивное отношение к процессу: конструирования изделий; составления инструкции сборки фургона. Уметь составлять план работы, упаковывать подарок, учитывая его форму и назначение, уметь сочетать цвета в композиции; изгото-вить изделие «Упаковка подарков» | |||||
Человек и вода (3 часа) | |||||||
1. | Зоопарк. Оригами. Изделие: птицы. | Р: составлять план сборки фургона, собирать фургон, используя составленную инструкцию. П: собирать модель «фургон Мороженое» из металлического конструктора, используя выбранные детали. Определять вид деятельности человека по его профессии. К: проявлять ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности; осознание собственных достижений при освоении темы. Л:определять вид геометрического тела по количеству граней и обосновывать своё мнение . Р:использовать приобретённые знания для составления инструкции сборки грузовика, адекватно использовать речевые средства для представления результата в рамках учебного диалога. К:приходить к общему мнению в совместной деятельности; адекватно представлять результат деятельности группы, осознание собственных достижений при освоении темы и выполнения теста. Л:определять вид геометрического тела по количеству граней и обосновывать своё мнение; определять необходимые детали для сборки модели автомобиля и обосновывать своё мнение. | |||||
1. | Работа с металлическим конструктором. Изделие: грузовик, автомобиль. Автомобили на дорогах | ||||||
1. | Конструирование. Изделие: мост. | ||||||
Человек и воздух (2часа) | |||||||
1. | Водный транспорт. Работа с бумагой. | П:раскрывать значение понятий «книгопечатание», «переплёт», «переплётчик» и использовать их в активном словаре; определять назначение переплёта и обосновывать своё мнение; определять материалы для выполнения переплёта книги и обосновывать своё мнение. К:формулировать понятные для партнёра высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога. используя план; выполнять самооценку учебного задания, Р: рассказывать: П: понимать условные обозначения техники оригами, уметь складывать фигурки оригами по схеме; выполнить работу над изделием «Птицы» Отработать навык самостоятельного составления плана и работы по нему; научиться изготавливать упрощённый вариант объёмной мягкой игрушки; | |||||
1. | Океанариум. Работа с текстильными материалами. Шитьё | ||||||
Человек и информация (11 часов) | |||||||
1. | Работа с пластичными материалами. Пластилин. | Р: уметь кратко формулировать тему для поиска по ключевым словам К: обсуждать темы интересной, практической информации. П: понимать условные обозначения техники оригами, уметь складывать фигурки оригами по схеме; выполнить работу над изделием «Птицы». раскрывать значение «модель», «схема», «воздушный шар», «вертолёт», «папье-маше» и использовать их в активном словаре; Л:уметь находить нужную информацию в интернете, правильно формулируя тему для поиска. знать, что такое бионика, оригами, классическое оригами, модульное оригами, мокрое складывание. Создавать из пластичного материала объёмную модель по заданному образцу; закреплять навыки самостоятельного анализа и оценки изделия. Формировать умение соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по складыванию оригами, умение выполнять работу по схеме. слушать и оценивать своих товарищей Отрабатывать навыки самостоятельной работы по плану, конструирования из бумаги и картона | |||||
1. | Зоопарк. Работа с бумагой. Оригами. | ||||||
1. | Вертолётная площадка. Конструирование | ||||||
1. | Папье — маше. | П: применять знания, полученные Р:оценивать свои результатов. К: адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога Уметь самостоятельно выполнить работу. | |||||
1. | Папье — маше. Работа с бумагой. | Р:определять условия доставки корреспонденции адресату и обосновывать своё мнение; определять функции работников почты и обосновывать своё мнение; определять необходимый объём текста телеграммы, адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога, рассказывать: о способах передачи письменной информации Р определять условия доставки корреспонденции адресату и обосновывать своё мнение; определять функции работников почты и обосновывать своё мнение; определять необходимый объём текста телеграммы, адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога, рассказывать: уметь кратко формулировать тему для поиска по ключевым словам К: обсуждать темы интересной, практической информации. П: раскрывать значение понятий «книгопечатание», «переплёт», «переплётчик» и использовать их в активном словаре; определять назначение переплёта и обосновывать своё мнение; определять материалы для выполнения переплёта книги и обосновывать своё мнение.. Л выполнять твердый переплёт папки достижений.: Отработать навык создания изделий по этой технологии на практическом уровне; учить подбирать бумагу для выполнения изделия. Закрепить навыки подбора материалов и цветов для декорирования изделия, научиться выполнять работу над простым видом переплёта Уметь работать с простыми информационными объектами. Формировать умение кратко излагать информацию, показать способы заполнения бланка на практическом уровне Научить изготавливать пальчиковых кукол. | |||||
1. | Переплётная мастерская. | ||||||
1. | Почта. Заполнение бланка | ||||||
1. | Кукольный театр. Работа с тканью. Шитьё. | ||||||
-35 | 9.-11. | 3 | Интернет. Работа на компьютере. Урок-обобщение. Рассмотрение папок достижений. | Р: уметь кратко формулировать тему для поиска по ключевым словам К: обсуждать темы интересной, практической информации. П: научиться сохранять закладки на найденную информацию. Л:уметь находить нужную информацию в интернете, правильно формулируя тему для поиска. Уметь проводить презентацию, находить адреса в Интернете. |
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Роговцева, Н. И. Технология. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Добромыслова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2013