О духовно-нравственном воспитании

В современном обществе родители большое внимание уделяют образованию своих детей. Именно образование становится приоритетом в процессе становления личности ребенка. Выше в этой иерархической лестнице стоит только здоровье наших малышей . Но, если родителям задать вопрос о духовно-нравственном развитии подрастающего поколения, многие родители  в недоумении пожмут плечами или отмахнутся, как от чего-то незначительного, неважного…  Другая часть убеждённо будет доказывать, что для воспитательного процесса существуют такие общественные институты, как учреждения дошкольного и школьного образования. Поэтому,  в критических, нестандартных ситуациях, в случаях неадекватного поведения ребенка в первую очередь виновниками становятся педагоги. К сожалению, мы наблюдаем, как с экранов телевизоров, со страниц интернета льётся нескончаемый поток обвинений на воспитателей и учителей: «Где были?», «Куда смотрели?», «Как воспитали?» Создаётся впечатление, что именно педагоги внушают детям правила агрессивного поведения, непослушания, воспитывают суицидальные наклонности. При этом наблюдается парадоксальная картина, некоторые из этих родителей «учат»(!) педагогов, как воспитывать и учить детей, считая себя экспертами в этой области.  Такие горе — родители привыкли перекладывать свою ответственность по воспитанию на плечи других, при этом забывая, что именно они дали своему малышу путёвку в жизнь. Именно они научили первым словам, привили первые привычки (положительные или отрицательные), дали первое представление об обществе, об отношениях между людьми, объяснили, что такое «хорошо» и что такое «плохо

Что же включает в себя процесс духовно-нравственного воспитания, и как мы понимаем слова «нравственность» и духовность»?

Нравственность и духовность — это базовые характеристики личности, связанные с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность). Нравственность — способы действия, нормы поведения, поступки  людей. Духовность — проявление в человеке высших общечеловеческих  нравственных качеств; стремление  к внутреннему совершенствованию отрыв

Нравственное формирование человека начинается в семье, среди близких и значимых для него людей. Детский сад, школа включаются в процесс созидания личности и могут оказать семье в этом существенную помощь, но заменить или полностью изменить влияние семьи невозможно. Генетически заложенные отдельные черты характера, быт, среда воспитания в семье и условия жизни в обществе существенно влияют на становление человека, в том числе – на формирование  нравственно-духовного фундамента личности. Поэтому особенно важно объединить усилия родителей и педагогов в этом сложном процессе.Слайд 3

Научно-технический прогресс за последний век сильно изменил условия обитания человека, что, безусловно, сказывается на воспитании подрастающего поколения. Лёгкость, с которой современный ребенок получает удовольствия, их чрезмерное количество приводит к девальвации духовных ценностей. Современного ребенка трудно чем-то удивить, очаровать, так как он считает, что он всё видел, всё знает и многое умеет, хотя по своей неопытности и наивности он не может постигнуть сути явлений окружающего мира и человеческих отношений. Нередко у детей мы встречаем переоценку своих сил, знаний и возможностей, пренебрежение к авторитету и мнению окружающих. Многие подростки и молодые люди не желают учиться,  работать, не умеют и не хотят сопереживать, испытывать глубокие чувства. Результатом такого поведения, как правило, являются одиночество и глубокие личностные проблемы и трагедии.

Изменилась и семья в целом, внутрисемейные отношения.  Большинство семей воспитывают одного или двоих детей, живут отдельно от старшего поколения, что приводит к распаду родственных связей и развитию эгоцентризма у детей, которые становятся «центром Вселенной» и вокруг которых вращается весь мир.

Вездесущий интернет и телевидение заменили книгу. На ребенка сваливается обилие информации, очень разной по содержанию и воспитательному воздействию. С экранов телевизоров и компьютеров нескончаемым потоком льётся насилие, реклама сытой и богатой жизни.

Стремление к обогащению, к постоянному удовольствию в некоторых семьях вытеснили духовные ценности.

Родители твёрдо убеждены, что они делают для ребенка благо, если создают для него тепличные условия, балуют его, ограждают от трудностей, освобождают от работы по дому. Но родители, как правило, не задумываются над тем, что они взращивают потребителей, так как дети привыкают к мысли, что они должны всю жизнь отдыхать и развлекаться, а родители должны всю жизнь работать и заботиться о них.

О нравственности человека обычно судят по его поведению. Но заставить ребенка поступать нравственно в большинстве жизненных ситуаций могут только его внутренние убеждения, которые формируются в детстве и раннем отрочестве. Именно в этом возрасте  дети достаточно внушаемы  так, как они пока ещё признают авторитет взрослых. Поэтому выработке мотивов и  привычек нравственного поведения необходимо уделять  пристальное внимание именно в этом возрасте, не упуская драгоценного времени.  Ведь народная мудрость гласит — «время разбрасывать камни, и время собирать их».

Какими же приёмами и методами можно воспользоваться при воспитании малышей?

Основным методом психологического воздействия огромной силы является собственный  пример . Пример дает детям образцы для подражания, формирует их убеждения, чувства, мировоззрение. Чаще всего дети сознательно подражают людям, которых они любят, уважают, тем, кто вызывает у них симпатию. Это, как правило –родители, друзья, педагоги или герои фильмов, спортсмены, представители шоубизнеса. Но подсознательно дети могут копировать и тех, к кому они относятся с явной антипатией, если эти люди находятся в ближайшем окружении и значимы для них, т.е. это опять те же родители, друзья и педагоги.

Ещё одним методом духовно-нравственного воспитания является беседа. Но эффект  от данного метода имеет место только в том случае, если содержание беседы глубоко затрагивает ребенка, воздействует на его чувства. Детям импонирует,  когда взрослые разговаривают с ними на серьезные темы,  как с равными;  выслушивают их мнение, советуются с ними. Но родителям следует помнить, что  говорить о серьёзном и сложном необходимо просто, опираясь на небольшой жизненный опыт детей, действуя не только на сознание, но и на их чувства.

Законы нравственного воспитания в семье:

  1. Родители должны проявлять чувство безусловной любви к ребенку. Такая любовь включает в себя проявление внимания и заботы к своему чаду, независимо от его характера. Это не означает, что при совершении детьми негативных поступков, родителям не надо реагировать на нежелательное поведение детей.   Даже используя наказание, как метод воздействия на ребенка, взрослый должен донести до малыша, что совершает это наказание с глубокой горечью, что он сильно опечален и расстроен поведением  ребенка, его проступком,  но это не влияет на его отношение к ребенку в целом. Оценивать нужно поступок, но не личность ребенка.
  2. Уважительные отношения друг к другу всех членов семьи – основа нравственного воспитания. Нет необходимости объяснять важность воздействия на ребенка взаимоотношений в семье. Уважение к другим людям у ребенка формируется на подсознательном усвоении правил и убеждений взрослых, ежедневно окружающих его.
  3. Родители должны предъявлять единые требования к ребенку. Если в семье нет единого подхода к воспитанию, со временем ребенок научается понимать и использовать эту ситуацию в свою пользу, пытаясь манипулировать родителями.
  4. Основы трудолюбия и ответственного отношения к своим поступкам являются необходимым условием нравственного воспитания и закладываются в детстве. Неоценимым воспитательным значением обладает труд. Именно включение ребенка в трудовую и учебную деятельность является необходимым условием нравственного воспитания. Во время этой деятельности ребенок вступает в различные связи и отношения с другими людьми – детьми или взрослыми. Он получает опыт общения и опыт решения возникающих в ходе работы проблем. Если окружение правильно оценивает деятельность ребенка; поддерживает его, всячески поощряет, благодарит за старание, независимо от качества результата, то малыш начинает получать удовлетворение и даже радость от своей работы на благо других, то есть —  усваивает ценность труда. Человеку, привыкшему к труду, в будущем не надо будет заставлять себя работать, постоянно испытывая при этом напряжение и стресс, борясь со своей натурой. Для него естественной и гармоничной будет жизнь в труде, приносящем ему не только материальные блага, но и моральное удовлетворение. Трудолюбие в любой области жизни принесёт огромные дивиденды.

Столь же необходимым качеством личности является ответственность за порученное дело и за других людей. Она не должна доходить до безумной тревожности и страха перед проблемами, но совершенно безответственный человек принесет много бед своим близким, и,  в конечном итоге — самому себе.

 

  1. В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для всех членов семьи, а значит — каждый в семье имеет право на внимание, поддержку, похвалу и ласку. Важно внушать ребенку, что и старенькая бабушка, и уставший на работе папа, и озабоченная и излишне тревожная мама, так же, как и ребенок имеют право на  внимание со стороны других членов семьи, на отдых, на подарки и даже —  на нечаянные ошибки.

 

В семьях с благоприятным психологическим климатом у детей постепенно усваивается кодекс семейных ценностей, которые они постараются перенести в своё будущее: любовь, согласие, взаимоуважение,  взаимопонимание и взаимопомощь, образующими фундамент крепких семейных уз и душевного благополучия.

  • Но, чтобы подарить детям это счастье в будущем, родители должны приложить максимум усилий в настоящем. И начинать надо с малого.  Постепенно формируя убеждения, прививая малышу привычки, взрослые формируют характер, предвосхищая судьбу маленького человечка.  И главное условие при формировании положительных привычек – терпение и постоянство. Необходимо настойчиво и с любовью требовать от детей выполнения определённых простых правил:
  • Соблюдай режим дня. С пользой проводи свободное время.
  • Слушайся родителей и старших членов семьи, помогай им в домашних делах.
  • Всегда будь чистым и опрятным: ежедневно делай гимнастику, чисти зубы и прибирай за собой вещи и игрушки.

Выработка этих несложных привычек поможет ребенку научиться дисциплинировать себя, а вам – облегчит ежедневные ваши заботы и принесёт удовлетворение от самого воспитательного процесса.

Автор: Ибраева Татьяна Николаевна.

Презентация: Духовно-нравственное воспитание

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *