Пальчиковая гимнастика для дошкольников: польза, как заниматься с дошкольниками

Пальчиковая гимнастика для дошкольников используется для общего развития памяти, речи, концентрации внимания, координации, самостоятельности. Большинство родителей не обращают внимания на подобные упражнения и этим допускают грубейшую ошибку. Далее будет разобрана необходимость представленных занятий.

Что это такое

О пальчиковой гимнастике можно сказать просто – это набор упражнений, выполнение которых помогает развить мелкую моторику рук. Эта система означает – это точное отображение взаимодействие всех систем организма. В данном случае говорят о зрительной, нервной, костной и мышечной системе. Представленные достижения дают возможность выполнять кропотливые движения пальцами и кистями, а это неоценимая польза для будущего чистописания.

Гимнастикой важно заниматься с ребенком чуть ли не с рождения. Здесь выделяют пассивные и активные упражнения. Активные – это работа взрослых. Это они должны выполнять массаж ладоней малышу, сгибать и разгибать его пальчики и прочее. Пассивные действия – это уже работа самого крохи, который повторяет за взрослыми, имитируя указанные ему движения.

мальчик выполняет пальчиковую гимнастику

О взаимосвязи моторики с речью

Не все родители могут понять наличие взаимосвязи рук с речью. Чтобы разобрать вопрос, следует привести пользу развитой мелкой моторики:

  • Способность хватать мелкие предметы и совершать различные манипуляции, требующих кропотливых движений, помогает в дальнейшем быстро справиться с вопросами самообслуживания. Развитая моторика влияет на возможность держать ложку, застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
  • Развитые мышцы рук позволяют быстро освоить письмо, дают возможность красиво рисовать.
  • Моторика взаимодействует с речевой функцией, что объясняется анатомическим строением мозга человека. Отработанные точные движения – это свободная речь крохи.

Пальчиковая гимнастика для дошкольников предполагает выполнение следующих действий:

  • массаж рук, который проводится взрослыми;
  • работа с мелкими деталями – сборка пазла или конструктора;
  • задания с крупой или бусинами – к примеру, перемещение каждой бусины в бутылку с тонким горлышком;
  • работа с пластилином;
  • рисование карандашами и кистью;
  • вырезание простых предметов ножницами.

Для развития моторики огромную пользу приносит рассматриваемая гимнастика, позволяющая добиться ловкости кистей рук. Подобные игры помогают детям дошкольного возраста быстро успокоиться после перенесенного стресса.

Польза занятий

Пользу указанной гимнастики следует рассмотреть основательно. Здесь выделяют следующие преимущества в регулярных занятиях:

  • кроха начинает правильно произносить звуки;
  • его словарный запас пополняется новыми словами;
  • происходит тренировка пальцев для письма;
  • появляется возможность получить навыки осознанного самоконтроля;
  • малыш тренирует выдержку, понимает, что такое терпение, может концентрировать внимание на одном предмете в течение длительного времени;
  • малыш учится фантазировать;
  • происходит быстрая адаптация к окружающему, что тяжело осуществляется в случае, если кроха левша.

С помощью пальчиковой гимнастики происходит осваивание навыка общения и взаимопонимания без использования слов. Малыш легко представляет формы простых предметов, а также на подсознательном уровне уже может предположить дальнейшие события относительно совершенного им действия.

пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры для дошкольников дают больший результат, если прибегать к ним ежедневно. С малышом можно просто играть, задействовав различные считалки и стишки. С маленькими детьми необходимо заниматься только в том случае, если ребенок настроен на подобные игры. В противном случае все приведет к обязательным занятиям, которые дети выполнять не намерены.

Правила проведения занятия

Помимо ненавязчивости со стороны родителей, существуют дополнительные правила проведения занятий. Здесь необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  • перед упражнениями требуется подготовить руки – важно выполнить непродолжительные поглаживающие движения, которые разгонят кровь, заставив мышцы работать;
  • выбирайте медленный темп выполнения упражнений, постепенно переходите на более быстрые действия с повторениями до 5 раз;
  • в начале пальчиковой игры все действия рекомендуется выполнять одной рукой, потом второй, и только заканчивать двумя;
  • доброжелательно поправляйте ребенка, если он выполнил движения неправильно;
  • во время работы двух рук они должны нагружаться одинаково;
  • после каждого упражнения требуется расслаблять кисти – встряхивать их или потирать ладошками;
  • отследите, какие игры у ребенка любимые – их выполняйте каждый раз, остальные меняйте с определенной периодичностью;
  • если малыш старается самостоятельно выполнить определенные действия, его необходимо хвалить.

пальчиковая гимнастика с воспитателем

Рассмотренными упражнениями в большинстве случаев занимаются в детском садике с воспитателями. Но это не значит, что родители не должны проводить те же действия дома. Тактильный контакт с малышом стимулирует лучшее понимание детей и родителей. Поэтому занятия следует начинать еще в дошкольном возрасте, чтобы взрослея не возникало проблем недопонимания у членов семьи.

Виды игровых посиделок

Огромное количество представленного рода игр условно можно разделить на следующие виды:

  • упражнения – это наиболее эффективный вид развития моторики, поскольку представляет собой движение рук и пальцев в соответствии с произносимыми словами (происходит отображение ситуации);
  • театральные сценки – подходят для детей постарше, которые надевают мелкие игрушки одной сказки и начинают вести действие вместе со взрослыми, имитируя игру на сцене;
  • физические упражнения – преимущественно используются в различных настольных играх, к примеру, лепка из пластилина (задача заключается в работе с дополнительными предметами и атрибутикой).

Малыш благодаря представленным занятиям начинает развиваться творчески. Появляется восприятие мира, формируются задатки счета. К примеру, сказка про репку в театральной сценке дает возможность крохе запомнить последовательность и научиться ждать вступление другого героя. Для этого необходимо разделить пальчиковые предметы с героями между родителями и детьми.

пальчиковый кукольный театр

Порядок выполнения

Родителями должны соблюдаться не только правила проведения занятий, но и их последовательность:

  1. Для начала взрослый должен показать все движения без слов.
  2. Затем кроха повторяет каждое движение 2-3 раза.
  3. Далее все действия прорабатываются в требуемой последовательности. Если необходимо проработать сложные моменты, их оттачивают до точного выполнения.
  4. В завершении все действия проделывают еще раз, но уже со словами.

Представленная последовательность соблюдается в точности. Если крохе сразу объяснять движения и слова, у него не сформируется последовательность, он легко запутается. Если ребенок не может воспроизвести требуемые взрослым действия, пропадает желание дальше играть с родителями.

Простые упражнения

Прежде чем приступать к имитации потешек, следует провести подготовку – родители могут воспользоваться поглаживанием, легким массажем, сгибанием и разгибанием пальчиков и кистей рук. Далее следует приступать к имитации форм предметов и животных.

дети показывают фигуры

Здесь можно прибегнуть к простым приемам:

  • елка – ладошки друг к другу, затем основания кистей раздвинуть в стороны, оставляя совмещенными на верхушке пальчики, локти при этом висят в воздухе, максимально отодвинувшись от тела;
  • корзинка – ладошки смотрят на малыша, затем они соединяются и прогибаются, отправляя пальчики вверх (необходимо создать форму чашечки), локти также держатся на весу;
  • колокольчик – руки располагаем ладонями вниз, пальчики сцепливаются между собой, затем средний опускается вниз для вращательных движений (через некоторое время пальчики меняются);
  • домик – ладони друг к другу, расставить основание кистей, соединив большие пальцы (это домик с крышей), затем правый средний пальчик поднять вверх (это труба), а мизинцы сложить вместе (они должны образовать ровную линию для имитации балкона);
  • птичка – перекрестить на основании кистей руки тыльными сторонами, поднимаясь вверх, сгибать пальцы, создавая видимость летящей птицы.

Подобные пальчиковые игры для дошкольников могут создаваться на ходу родителями, для этого вспоминается игра в театр теней. Здесь можно сделать волка или собачку, паучка, бегущего по дорожке или просто говорящего зайчика. Важно разработать мышцы пальцев, чтобы при воплощении стишка руки были подвижны лучше.

Пальчиковые игры

Помогает пальцевая гимнастика для развития памяти и речи. В данном случае с малышом можно начать заниматься следующими стишками.

Пример 1

Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики малышу, начиная с большого);
Будем листья собирать (руки сжимаем и разжимаем в кулачки);
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины (загнуть по одному с большого);
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём (средним и указательным пальцем руки пойти по столу).

девочка с букетом листьев

Пример 2

Есть игрушки у меня (похлопать в ладоши):
Паровоз и два коня (сжать в кулачки и похлопать ими),
Серебристый самолёт, три ракеты, вездеход (загибают пальцы),
Самосвал, подъёмный кран –
Настоящий великан.
Сколько вместе (повторяют первые движения с хлопками в ладоши и кулачками)?
Как узнать?
Помогите сосчитать!

дети хлопают в ладоши

Пример 3

Как у нашей кошки (загибать пальчики, начиная с большого)
На ногах сапожки (большим и средним идут по столу).
Как у нашей свинки (повторяют вышеуказанные движения) –
на ногах ботинки.
А у пса на лапках –
голубые тапки.
А козлёнок маленький
надевает валенки.
А сыночек Вовка –
новые кроссовки.
Вот так,
вот так,
новые кроссовки!

пальчики в сапожках

Пример 4

Прилетела к нам вчера (помахать руками)
Полосатая пчела (загнуть пальчик для каждого насекомого).
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза (большим и остальными пальчиками сомкнуть круг и поднести к глазам).
Пожужжали, полетали (помахать кистями рук)
От усталости упали (уронить ладони на стол).
 

полосатая пчела

Пример 5

Сидит белка на тележке (хлопаем в ладоши),
Продаёт она орешки (хлопаем кулачками).
Лисичке-сестричке (делаем перечисления загибами),
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок (похлопать в ладоши),
Кому в зобок (похлопать в кулачки),
Кому в лапочку (похлопать в ладоши).
сидит белка на тележке

Пример 6

Раз, два, три, четыре, пять (попеременно ударять по столу указательными пальчиками рук),
Вышел дождик погулять (беспорядочные удары по столу пальцами).
Шёл неспешно, по привычке (средним и большим пальчиком идут по столу),
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
«По газонам не ходить!» (попеременно по столу бьют ладонями и кулачками)
Дождь вздохнут тихонько: «Ох!»
И ушёл (хлопать в ладоши).
Газон засох (ритмично похлопать по столу).

занятия пальчиковой гимнастикой

Пример 7

Выпал снег на порог (медленно опустить кисти ладонями вниз на пол – не менее 2-х раз).
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пёк (ладонями показать, как печь пирог),
Ручейком пирог утёк (убежать по столу, имитируя ноги средним и большим пальцем руки).
Пироги себе пеки
Не из снега – из муки (еще раз показать, как печь пирог).

гимнастика для пальчиков

Пример 8

Ветер по лесу летал (плавные движения ладонями из стороны в стороны),
Ветер листики считал (загибать пальчики по очереди):
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзы – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку (опустить руки ладонями вниз на стол).

осенние листья

Пример 9

Мы делили апельсин (показать руками, как делят апельсин).
Много нас (растопырив пальцы, показать все 10 ладонями от себя),
А он один (левую руку опустить, а на правой показать только один палец).
Эта долька – для ежа (загибать пальцы по очереди).
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура (сделать рукой бросок).
Он сердит на нас – беда (сжатые в кулаки руки прижать к груди)!!!
Разбегайтесь – кто куда (разбежаться по столу, хаотично отбивая пальцами)!

мы делили апельсин

Пример 10

Эта птичка – соловей (поочередно загибать пальцы),
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан (скрестить руки, сделать плавные движения полета птиц).
Птички, птички, по домам (помахать руками)!

Пальцевая гимнастика для развития памяти и речи играет огромную роль в развитии малышей. Основная задача родителей донести их до крохи, превратив все занятия в интересное времяпрепровождение, забаву, которую можно выполнять в любом месте. Занимайтесь с маленькими и любимыми вам малютками, чтобы они достигли высот быстро и резво.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *