Педагогика и психология девиантного поведения – социально-значимая профессия

Специальность «Педагогика и психология девиантного поведения» является актуальной и современной. Востребованность профессионалов данного направления растет.

Выпускник получает обширный ряд возможностей для дальнейшего роста и самореализации. Для него открыты двери центров психологии и терапии, правоохранительной системы, организаций образования, здравоохранения, социальной защиты. Перспектив много: научная, административная карьера, создание собственного дела.

Особенности профессии

Дипломированный специалист общается со школьниками и подростками категории риска, с людьми, попавшими в тяжелые жизненные обстоятельства, корректирует агрессивное поведение дошкольников. Отстаивает права, интересы воспитуемых, консультирует по проблематике отношений с близкими, по вопросам, связанным с обучением и трудоустройством. Составляет психологические портреты.

Девиантное поведение дошкольников и подростков – это проявление внутреннего дискомфорта. Преодолеть чувство отчужденности помогает катарсис, общение, игра и работа в команде, поднятие самооценки.

Преимущества профессии Ограничения
  • Интересная стезя, призвана нести пользу и добро.
  • Учит помогать и сопереживать окружающим.
  • Прививает стремление к эффективности в любом деле.
  • Учит понимать самого себя и близких.
  • Эмоциональное напряжение и стрессовые нагрузки.
  • Большая моральная ответственность.
  • Требует непрерывного самосовершенствования.

Основная профессиональная задача: выявить и предотвратить девиантные проявления. К ним относят деяния, идущие вразрез с общепринятыми нормами поведения. Причиной отклонений может быть неокрепшая психика, неспособность адаптироваться среди сверстников, неблагоприятная ситуация дома или наличие серьезных заболеваний, патологий.

дети в колонии

Работа с «трудными» детьми требует умения понимать внутреннее состояние каждого. Для этого проводится:

  • знакомство с бытом и жилищными условиями школьников из группы риска;
  • изучаются особенности социума, окружения подростка;
  • организуется общение с учителями, мамами, папами;
  • юнцам, которые не могут самостоятельно справиться с жизненными трудностями, оказывается заступничество, поддержка.

Где востребованы выпускники?

Бывшие студенты трудятся психологами, учителями, валеологами, семьеведами, преподавателями, инспекторами в сферах защиты прав молодежи, экспертами по психокоррекции, конфликтологии, реабилитации.

Среди работодателей:

  • комиссии по делам несовершеннолетних;
  • органы по делам молодежи;
  • детские сады, школы, колледжи, коррекционные, реабилитационные заведения и другие образовательные учреждения;
  • система здравоохранения;
  • центры психолого-педагогического сопровождения молодых людей;
  • организации, осуществляющие опеку и попечительство;
  • отделы соцзащиты, попечительства, служб занятости;
  • органы внутренних дел.

Заработная плата составляет от 20 до 45 тысяч рублей.

Рабочие условия

Дело психолога – это высокоинтеллектуальный, мобильный труд. Преобладает интенсивное общение с серьезным психоэмоциональным давлением. В отдельных ситуациях пригождается умение импровизировать, использовать творческий подход.

Для работы выделяют кабинет со специальным оборудованием. Коллективные или персональные занятия проводят в зале, в офисе. Практикуются групповые беседы на свежем воздухе, мероприятия с выездами на природу.

Инструменты профессионала – внутренние резервы. Найти общий язык с другим человеком помогают опыт, знания, способность мыслить аналитически и творчески. Важно обладать выразительной мимикой, голосом, жестикуляцией. При поддержании контакта с посетителями важно проявлять эмпатию. Это умение чувствовать, понимать эмоциональное состояние собеседника. Облегчает труд техническое, методическое обеспечение, компьютеры.

                                                     первые шаги

Карьерный рост

Вместе с базовым образованием выпускник получает 5 специализаций:

  1. социальная педагогика;
  2. пенитенциарная педагогика;
  3. психолого-педагогическое сопровождение субъектов группы риска;
  4. профилактика девиантных поступков;
  5. коррекция и реабилитация индивидов с отклоняющимся от норм образом действий.

Повышение квалификации, совершенствование профессиональных качеств по выбранной стезе дает возможность вырасти в уникального эксперта. При желании можно переквалифицироваться в учителя, консультанта, диагноста, менеджера по персоналу, бизнес-тренера и коуча, страхового агента, соцработника.

Знание теории и пытливый ум позволят заняться наукой, исследованиями, методической работой, преподаванием, стать аспирантом и написать диссертацию. Карьера может развиваться по административному пути, когда рядовой сотрудник становится руководителем психологической службы, отдела по подбору персонала. С этой целью совершенствуют управленческое мастерство, изучают менеджмент.

Успешные опытные психологи нередко создают собственное дело. Например, открыть консультационный центр. Для построения независимой карьеры необходимо развить талант предпринимателя, проектного менеджера.

Основы деятельности

Смыслом работы является создание поддерживающих условий для субъекта. В результате пациент находит в себе силы справиться, разрешить беспокоившие его проблемы. В качестве инструмента эксперт использует собственную личность.

К объектам деятельности по данному профилю относятся:

  • процессы становления, социализации, созревания субъекта;
  • межличностное общение, педагогические взаимодействия;
  • свойства и состояния индивида в асоциальной атмосфере;
  • факторы, особенности и причины девиантного образа действий, способы противодействия;
  • общественные отношения, связанные с воспитанием, охраной прав детей, профилактикой правонарушений, антиобщественных деяний.

Профессиональные функции

Вид деятельности Решаемые задачи
  1. Воспитательная
Анализ становления личности и подбор методов влияния, воспитания. Поддержка при решении проблем несовершеннолетних. Предупреждение и поддержка в разрешении конфликтов.

Усиление положительных и переключение негативных воздействий окружения на подопечных.

Формирование сети по надзору за детьми из категории риска. Привитие подопечным нравственных ценностей, толерантности, здоровых привычек. Создание возможностей для самовыражения, творческой активности.

Содействие в адаптации при отбывании сроков, при выходе из пенитенциарных заведений.

  1. Диагностика и коррекция
Наблюдение за развитием индивида с целью профилактики негативных проявлений.

Составление моделей диагностики, сбор данных, подготовка заключений.

Подбор методик и вариантов коррекции. Составление программ психологического сопровождения, шефства.

  1. Правоохранительная функция
Защита прав и интересов индивидов, не достигших совершеннолетия. Профилактика беспризорности, антиобщественных деяний и противоправного поведения. Индивидуальные беседы с нарушителями, попавшими под опеку.

Производство по уголовным и административным делам в отношении подростков.

  1. Экспертно-консультационная
Экспертиза развития индивидов. Экспертная проверка программ, мер реабилитации, нормативных актов, представляющих интересы детей.

Консультации по обеспечению прав, профориентации, урегулированию конфликтных ситуаций, межличностному общению, индивидуальному росту.

Консультации по предотвращению действий отклоняющихся от норм, по развитию подопечных с заболеваниями. Нормализация морально-психологической атмосферы в классах, группах учебных заведений.

  1. Научно-исследовательская
Исследования прикладных направлений по профилю. Подготовка педагогических рекомендаций.
  1. Управление
Организация подчиненных при выполнении обязанностей, функций. Укрепление взаимоотношений ведомств, осуществляющих надзор и реабилитацию детей, совершивших асоциальные поступки.
  1. Педагогическая функция
Преподавание родственных дисциплин, правовое обучение. Просвещение взрослых в вопросах права, детской психологии.

Профессиональные качества

Для успешной работы по специальности важны качества:

  • способность сочувствовать, сопереживать (эмпатия);
  • склонность к исследованиям и работе с людьми;
  • коммуникабельность (умение услышать, понять собеседника, правильно поставить вопрос, изложить собственную точку зрения, привести аргументы);
  • высокоразвитое символическое, абстрактное, образное и логическое мышление;
  • навыки концентрации, переключения внимания;
  • сноровка в плане контроля над эмоциями;
  • умение сохранять в тайне личную информацию своих протеже;
  • любовь к людям, доброжелательность, отзывчивость, терпеливость и чувство такта, стремление оказать помощь;
  • эрудированность, наблюдательность, развитая логика и прекрасная память;
  • уверенность в себе, настойчивость, целеустремленность, ответственность, умение быть объективным, гибким и дипломатичным.

                                               Фрагмент картины Микеланджело

Специфика обучения

Подготовка разносторонняя. Будущий специалист осваивает: организационные, социально-педагогические, диагностико-коррекционные, консультационные, правоохранительные и научно-исследовательские функции.

Учебный процесс базируется на научных достижениях психологии, педагогических и юридических наук. В рамках ведущего направления рассматривают основы и разделы психологии. Студенты изучают особенности отклоняющихся от норм поступков, конфликтологию, формирование личности, консультирование и другие предметы. Второй дисциплинарный блок включает в себя историю, педагогические основы, методику воспитания, социальную и коррекционную педагогику.

Юридическая подготовка предполагает знакомство с конституционным и гражданским правом, криминологическими, общественными и семейными правовыми аспектами, теорией государства и права.

По завершении учебной программы студенты защищают дипломный проект, в отдельных вузах сдают государственный экзамен.

Что должен уметь специалист?

В ходе профессиональной деятельности предстоит диагностировать состояние подростков с отклонениями в поведении, молодых людей, содержащихся в колониях, учреждениях закрытого типа. Определять, по каким причинам произошел личностный кризис у человека, нарушившего закон, почему семья стала неблагополучной.

Будущий психолог учится:

  • созданию образовательных программ;
  • организации досуга подопечных;
  • нормализации семейных отношений, разрешению конфликтов;
  • вести беседы, встречи со школьниками, взрослыми категории риска, с людьми, оказавшимися в тяжелых жизненных обстоятельствах;
  • предотвращению правонарушений;
  • оказанию психологической, общественной и правовой помощи;
  • просвещению взрослых по психологическим, правовым вопросам.

Дипломированный выпускник должен уметь выявлять мам, пап, опекунов, не выполняющих свои обязанности. Ставить на учет нарушителей и родителей, ставших для отпрысков негативным примером. Определять лиц, совершающих незаконные действия с малолетними: проявления жестокости, домогательств, насилия. При необходимости готовить материалы по лишению родительских прав.

Инспектору предстоит работать с правонарушителями, доставленными в ОВД, принимать участие в процедурах дознания. Он готовит материалы для помещения осужденных в закрытые учебно-воспитательные заведения. Выявляет детей, попавших в розыск, малолетних бродяжек, попрошаек, беспризорных и тех, кому требуется государственная помощь.

Педагогу по профилю предстоит организовывать мероприятия, предупреждающие беспризорность, употребление спиртного, наркотиков и токсических веществ в среде тинейджеров.

Перспективность профессии «педагог-психолог»

С каждым годом возрастает роль психолога на педагогической стезе. Это связано с постепенным переходом обучения на индивидуализацию. Задачей тьюторов станет разработка образовательных траекторий для каждого школьника. Наставник в сотрудничестве с экспертом будет учитывать способности и таланты конкретного ученика.

Сохранить душевное здоровье, способствовать личностному развитию особенно важно в условиях интенсивного ритма жизни. Новые технологии порождают ряд проблем: зависимость от игр, симуляторов, интернета, стресс от переизбытка информации, нарушение социализации, ограничения в общении. Психолог помогает учителям, родителям и воспитанникам справиться с факторами, затрудняющими становление полноценного гражданина.

                                         Педагогика и психология девиантного поведения – социально-значимая профессия

Инспектор по делам несовершеннолетних

Главная задача специалиста: содействовать развитию, преодолевать отклонения, вести профилактику преступлений среди поднадзорных. Это юрист и педагог одновременно. Сотрудничает с комиссией по делам несовершеннолетних, которая рассматривает дела о правонарушениях.

Инспектор обязан знать каждого воспитанника, отслеживать его поведение, по возможности предупреждать правонарушения. Он проводит беседы с родителями, их отпрысками, посещает несовершеннолетних по месту жительства, вызывает в полицию. Инспектор выносит предостережения людям, совершающим антиобщественные поступки. Предупреждает родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию отпрысков.

Социальный педагог

Специалист работает с «трудными» детьми, тинейджерами из неблагополучных семей, оставшимися без надзора. Задачи педагога: посещать семьи на дому, контролировать получение подопечными образования, организовать досуг, при необходимости обращаться в соцзащиту.

Соцпедагог распознает опасные факторы окружающей среды, разрушительно влияющие на поднадзорного. В нужный момент он должен принять меры и создать благоприятные условия для личностного развития таких детей. Цель деятельности: содействовать в адаптации, сформировать навыки для жизни в обществе, в приемной семье. Сотрудник поддерживает родителей, испытывающих трудности в уходе за отпрысками.

Социальный работник

Функция соцработника – это организация мероприятий для помощи инвалидам, малоимущим, пенсионерам, сиротам. Он трудится на предприятиях социального обслуживания, защиты. Заведения подобного типа способствуют улучшению условий жизни, быта, материального положения вверенных им граждан, гарантирует социально-правовое заступничество.

Соцработник помогает обслуживать инвалидов и немощных, организует доставку продуктов, лекарств. Работает с неблагополучными семьями, консультирует, оформляет пособия, выплаты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *