Педагогика Марии Монтессори

Педагогика Монтессори  — это система педагогического воспитания, была предложена в первой половине ХХ столетия итальянским педагогом, учёным и просто мыслителем Марией Монтессори.

Педагогика Монтессори основывается на развитии потенциальной возможности ребёнка, при этом используя специально разработанные учебные материалы профессионалами, и тщательно подготовленную среду, уделяя большое внимание самостоятельности человека и его индивидуальным нуждам.

Основой философии является убеждение, то что прививая ребёнку соответствующее образование и  необходимую свободу, обеспечивая его потребности и воспитывая в нем уверенность в собственных возможностях и силах, любовь к жизни, уважение, в ответ можно ожидать такого же отношения, а в будущем он полноценно реализует себя.

Мария Монтессори с детьми

Задача состоит в подготовке ребёнка к настоящей жизни, а не к школе. По Монтессори культура крепко построена на самостоятельности мышления и действий и уважении к себе, одногодкам, преподавателям, взрослым и окружающему миру. Педагогика убеждает, что обладая уверенностью и уважением, ребёнок вырастет во взрослого, который достигнет больших свершений.

Классную комнату в школах Монтессори условно разделяют на 5 зон: навыки, практической жизни, сенсорики, математики, развития речи и космического воспитания. Каждая из этих зон оснащена соответствующими материалами.

В школах по системе Монтессори нет привычных игрушек, вместо них – материалы для «детского труда», который естественно развивает каждого ученика, в соответствии с его индивидуальными темпами, возможностями и заинтересованностью.

класс по системе Марии Монтессори

Упражнения в разделе Практическая жизнь обычно предлагаются ребёнку в первую очередь, которые начинают обучение. В зависимости от овладения навыками, которые отрабатываются в этой зоне, много в чём зависит успех ребёнка в умственном труде. Работая с настоящими бытовыми снаряжениями, дети учатся развивать контроль и координацию движений, ответственность, самостоятельность, уверенность и привычку работать самостоятельно, умение упорядочено мыслить, что достигается благодаря собственному выбору деятельности.

Детям очень нравится работать в этой зоне, так как тут всё знакомое и имеет отображение в реальной жизни. Раздел Практическая жизнь является основополагающим в педагогике Монтессори. Он состоит из специально разработанных упражнений, направленных на развитие концентрации внимания и самостоятельности ребёнка.

Сенсорный материал Монтессори поощряет развитие и систематизацию чувств (таких как зрение, слух, вкус, обоняние и касание), в связи с чётким научным подходом. Отличительной чертой этого раздела является изоляция в отдельной деятельности только одного качества, которое отличает один предмет от другого (например изолируется вес или цвет), в это время все другие характеристики остаются одинаковыми для всех объектов.

занятия по системе Марии Монтессори

Для всех материалов обязательно есть возможность самостоятельного контроля ошибок, то есть сам ученик может проверить правильность исполнения, не нуждаясь в помощи учителя. Это приучает детей работать самостоятельно, не боясь ошибаться. Занятие в сенсорной зоне разработаны для того, чтобы ребёнок научился определять разницу между качествами предметов.

К труду с математическими материалами ученики приступают с уже определенной подготовкой. Сперва работают с разного рода материалами, которые помогают понять количества,  а уже потом презентуют, каким образом количество может выражаться с помощью цифр. Такие идеи потом соединяются и вместе формируют базис для дальнейшего осознания математических принципов. Дети учатся систематизировать и упорядочивать предметы, развивая процессы мышления.

раздел математики

Педагогика Монтессори в разделе Речь имеет цель поддержание интуитивных возможностей ученика к чтению и письму. Знаки и символы письма являются абстрактными и непонятными для детей, для их разъяснения используют обычные материальные объекты. Во время подготовки к чтению и письму слухового и визуального понимания письменных символов, расширение словарного запаса и, в следствии, развития моторики.

Идея Космического воспитания в педагогике Монтессори проявляется в привитии ученикам возможности узнать и понять связи основных компонентов вселенной – времени, природы, истории. Материалы этой зоны есть предметными и наглядными, они объединяют географию, ботанику, анатомию, астрономию и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *