Педагогика Марии Монтессори

Педагогика Монтессори  — это система педагогического воспитания, была предложена в первой половине ХХ столетия итальянским педагогом, учёным и просто мыслителем Марией Монтессори.

Педагогика Монтессори основывается на развитии потенциальной возможности ребёнка, при этом используя специально разработанные учебные материалы профессионалами, и тщательно подготовленную среду, уделяя большое внимание самостоятельности человека и его индивидуальным нуждам.

Основой философии является убеждение, то что прививая ребёнку соответствующее образование и   необходимую свободу, обеспечивая его потребности и воспитывая в нем уверенность в собственных возможностях и силах, любовь к жизни, уважение, в ответ можно ожидать такого же отношения, а в будущем он полноценно реализует себя.

Задача состоит в подготовке ребёнка к настоящей жизни, а не к школе. По Монтессори культура крепко построена на самостоятельности мышления и действий и уважении к себе, одногодкам, преподавателям, взрослым и окружающему миру. Педагогика убеждает, что обладая уверенностью и уважением, ребёнок вырастет во взрослого, который достигнет больших свершений.

Классную комнату в школах Монтессори условно разделяют на 5 зон: навыки, практической жизни, сенсорики, математики, развития речи и космического воспитания. Каждая из этих зон оснащена соответствующими материалами. В школах по системе Монтессори нет привычных игрушек, вместо них – материалы для «детского труда», который естественно развивает каждого ученика, в соответствии с его индивидуальными темпами, возможностями и заинтересованностью.

Упражнения в разделе Практическая жизнь обычно предлагаются ребёнку в первую очередь, которые начинают обучение. В зависимости от овладения навыками, которые отрабатываются в этой зоне, много в чём зависит успех ребёнка в умственном труде. Работая с настоящими бытовыми снаряжениями, дети учатся развивать контроль и координацию движений, ответственность, самостоятельность, уверенность и привычку работать самостоятельно, умение упорядочено мыслить, что достигается благодаря собственному выбору деятельности. Детям очень нравится работать в этой зоне, так как тут всё знакомое и имеет отображение в реальной жизни.  Раздел Практическая жизнь является основополагающим в педагогике Монтессори. Он состоит из специально разработанных упражнений, направленных на развитие концентрации внимания и самостоятельности ребёнка.

Сенсорный материал Монтессори поощряет развитие и систематизацию чувств (таких как зрение, слух, вкус,  обоняние и касание), в связи с чётким научным подходом. Отличительной чертой этого раздела является изоляция в отдельной деятельности только одного качества, которое отличает один предмет от другого ( например изолируется вес или цвет), в это время все другие характеристики остаются одинаковыми для всех объектов. Для всех материалов обязательно есть возможность самостоятельного контроля ошибок, то есть сам ученик может проверить правильность исполнения, не нуждаясь в помощи учителя. Это приучает детей работать самостоятельно, не боясь ошибаться. Занятие в сенсорной зоне разработаны для того, чтоб ребёнок научился определять разницу между качествами предметов.

К труду с математическими материалами ученики приступают с уже определенной подготовкой. Сперва работают с разного рода материалами, которые помогают понять количества,   а уже потом презентуют, каким образом количество может выражаться с помощью цифр. Такие идеи потом соединяются и вместе формируют базис для дальнейшего осознания математических принципов. Дети учатся систематизировать и упорядочивать предметы, развивая процессы мышления.

Педагогика Монтессори в разделе Речь имеет как цель поддержание интуитивных возможностей ученика к чтению и письму. Знаки и символы письма являются абстрактными  и непонятными для детей, для их разъяснения используют обычные материальные объекты. Во время подготовки к чтению и письму слухового  и визуального понимания письменных символов, расширение словарного запаса и, в следствии, развития моторики. 

Идея Космического воспитания в педагогике Монтессори проявляется в привитии ученикам возможности узнать и понять связи основных компонентов вселенной – времени, природы, истории. Материалы этой зоны есть предметными и наглядными, они объединяют географию, ботанику, анатомию, астрономию и т.д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *