Тема: Предложение. Текст.
- ОМ( 1 мин.)
Яблочко по блюдечку
Катится, крутится…
Если нам так хочется –
У нас всё получится!
- Актуализация:(4 мин)
— Знаем для ума зарядку
-Отгадаем мы ..?
-Загадку!
(Загадки читают подготовленные дети)
Птичка-невеличка ножки имеет,
Ножки имеет – ходить не умеет,
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок.
Зимовать не улетает,
А под крышей обитает (воробей)
(на доске вывешивается изображение воробья с названием)
На овчарку он похож:
Что ни зуб- то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть (волк)
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружит сколько пар
И кричат все:- Кар, кар, кар! (ворона)
(на доске вывешивается изображение вороны с названием)
— Какое слово лишнее в этом ряду? Почему?
— По какому признаку можно выделить лишнее слово? (по значению, по слогам, по орфограммам)
— По значению: волк – зверь, а воробей и ворона – птицы
— По слогам: волк 1 слог, ворона и воробей –по 3 слога
— По орфограммам: волк пишется и произносится одинаково, т.е. не имеет орфограмм правописания, а ворона и воробей имеют непроверяемые безударные гласные…
3.Чистописание: _(10 мин)
По ряду слов, которые мы угадали определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания , если я подскажу, что эта буква есть во всех словах и обозначает парный звонкий согласный
Букву Вв
Какие правила мы должны помнить для правильного и красивого письма?
Сядем прямо, а тетрадь
надо будет наклонять,
Правила правописания
Будем чётко соблюдать
Мы писать красиво будем,
Про ошибки позабудем…
(Письмо букв, соединений, слов :Вв, во, Ва ,вм, воробей, ворона)
— Как можно переносить слова? Разделите слова на слоги, поставьте ударение.
Назовите пословицы и поговорки со словами «ворона», «воробей», «волк» и объясните, как вы понимаете их смысл…
- «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.»(Сказанного слова не вернёшь, поэтому прежде, чем что-то сказать, надо хорошо подумать)
- «Волков бояться – в лес не ходить» (Если всё время бояться, то лучше за новое дело не браться. Кто всего боится, у того ничего и не получится, потому что под лежачий камень вода не течёт)
- Пуганая ворона куста боится (Испугавшись один раз, некоторые люди боятся постоянно, даже в тех случаях, когда нет никакой опасности. В таких случаях говорят ещё «у страха глаза велики»)
4.Тема урока (изучение нового материала): (7 мин.)
— Посмотрите на доску и определите тему нашего урока
(На доске схемы предложений из трёх слов
Тема урока – «Предложение»
Как вы догадались?
— По схемам.
— А какова была тема прошлого урока?
— Текст
— Есть ли связь между этими темами?
— Да. Текст состоит из предложений.
( На доске набор букв: К В А Н О Д И)
— Перед вами буквы, — попробуйте составить из них предложения
Дети делают вывод, что предложение из отдельных букв составить нельзя
— Давайте попробуем составить предложения из слогов
(На доске– набор любых слогов, например: ва , про, си, на, ам, сло)
Дети делают вывод, что предложение нельзя составить из отдельных слогов
— Так из чего же состоят предложения?
— Предложение можно составить из слов.
— Давайте проверим…- Выполните, пожалуйста следующие задание. Здесь, на доске «спрятаны» 2 скороговорки. надо отделить слова друг от друга чертой и в конце предложения поставить точку.
(На доске набор слов:проворонилаворонаворонёнкадобрыбобрыидутвборы)
Дети выполняют задание, делают вывод, что слова в предложении должны быть связаны по смыслу, отрабатывают произношение 1 скороговорки и записывают её в тетрадь.
— Так из каких единиц речи образуются предложения?
Ученики делают вывод о том, что предложения образуются из слов.
- Физ.минутка.
— Попробуем изобразить ворон на крыше.
Крыльями взмахнули
Головки повернули,
Высоко взлетели…(прыжки)
И за парты сели.
- Закрепление изученного материала. (7 мин)
(На доске набор слов: весна, скоро, наступит)
—Определите опасные места в словах
— В слове «скоро непроверяемая безударная гласная во втором слоге. Это слово надо запомнить.
— В слове «весна» безударная гласная в первом слоге, проверочное слово –«вёсны»
— Составьте из этих слов красивое предложение.
Дети составляют предложение «Скоро наступит весна»
— Как нам оформить запись этих слов в тетради, чтобы стало понятно, что перед нами предложение?
— Поставить знаки препинания, а первое слово писать с большой буквы.
— Я произнесу это предложение с разной интонацией, а вы подскажите правильный знак в конце предложения. Запишите любое предложение по выбору.
— Скоро наступит весна.
— Скоро наступит весна?
— Скоро наступит весна!
— А теперь выполним задание к нашему упражнению…
(Работа по составлению схем предложения)
— И последнее задание…
Перед вами слова, прочитайте их, что можете сказать?
На доске слова «птенцов вальдшнепы спасают своих как?»
Дети определяют незнакомое слово «вальдшнепы»
-Попробуйтесоставить из этих слов предложение и догадайтесь о значении слова «вальдшнепы» по остальным словам
Ученики составляют предложение: «Как спасают своих птенцов вальдшнепы?» и высказывают предположения о значении слова…
— Вальдшнепы – это перелётные птицы, лесные кулики, которые ведут предпочтительно ночной образ жизни, поэтому их трудно встретить. (Сообщение делает ученик)
— Прочитайте предложения, которые записаны на доске…
Учащиеся читают предложения
(На доске запись текста:
Как спасают своих птенцов вальдшнепы мать уносит птенчика в лапах для этого она хватает его с боков лапками и прижимает к грудке больше ни одна птица в лапах птенцов не носит.
— Сколько предложений в тексте? Как определить?
— Надо поставить знаки препинания по смыслу. Каждое предложение – это законченная мысль.
— Давайте совместными усилиями определим границы предложений и озаглавим текст.
— А сейчас вы сможете познакомиться с этими птицами поближе и услышать звуки, которые они издают. Располагайтесь поудобнее, расслабьтесь , представьте, что вы в лесу, смотрите и слушайте…
Дети смотрят видеоролик и слушают голоса вальдшнепов.(1 мин)
— А сейчас станцуем с этими птицами…(2 мин.)
- Подведение итогов, рефлексия. (2 мин)
— Понравился вам урок?
—А теперь давайте подумаем, что нового мы узнали о предложении и какую информацию закрепили?
Дети делают выводы, подводят итоги.
— Проанализируйте свою работу на уроке и подумайте, всё ли вы поняли, довольны ли вы собой, своей работой на уроке