Предложение, текст — открытый урок по русскому языку 1-2 класс

Тема: Предложение. Текст.

  1. ОМ( 1 мин.)

Яблочко по блюдечку

Катится, крутится…

Если нам так хочется –

У нас всё получится!

  1. Актуализация:(4 мин)

— Знаем для ума зарядку

-Отгадаем мы ..?

-Загадку!

 

(Загадки читают подготовленные дети)

Птичка-невеличка ножки имеет,

Ножки имеет – ходить не умеет,

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок.

Зимовать не улетает,

А под крышей обитает  (воробей)

(на доске вывешивается  изображение воробья с названием)

фото воробья

На овчарку он похож:

Что ни зуб- то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть (волк)

волк фото

Носит серенький жилет,

Но у крыльев – чёрный цвет.

Видишь, кружит сколько пар

И кричат все:-  Кар, кар, кар! (ворона)

(на доске вывешивается изображение вороны с названием)

Crow-Dandelions-Grass-1800x2880[1]

— Какое слово лишнее в этом ряду? Почему?

 

—  По какому признаку можно выделить лишнее слово? (по значению, по слогам, по орфограммам)

— По значению: волк – зверь, а воробей и ворона – птицы

— По слогам: волк 1 слог, ворона и воробей –по 3 слога

— По орфограммам: волк пишется и произносится одинаково, т.е. не имеет орфограмм  правописания, а ворона и воробей имеют непроверяемые безударные гласные…

 

3.Чистописание: _(10 мин)

По ряду слов, которые мы угадали определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания , если я подскажу, что эта буква есть во всех словах и  обозначает парный звонкий  согласный

Букву Вв

Какие правила мы должны помнить для правильного  и красивого письма?

 

Сядем прямо, а тетрадь

надо будет наклонять,

Правила правописания

Будем чётко соблюдать

Мы писать красиво будем,

Про ошибки позабудем…

(Письмо букв, соединений, слов :Вв, во, Ва ,вм, воробей, ворона)

— Как можно переносить слова? Разделите слова на слоги, поставьте ударение.

Назовите пословицы и поговорки со словами «ворона», «воробей», «волк» и объясните, как вы понимаете их смысл…

 

  1. «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.»(Сказанного слова не вернёшь, поэтому прежде, чем что-то сказать, надо хорошо подумать)
  2. «Волков бояться – в лес не ходить» (Если всё время бояться, то лучше за новое дело не браться. Кто всего боится, у того ничего и не получится, потому что под лежачий камень вода не течёт)
  3. Пуганая ворона куста боится (Испугавшись один раз, некоторые люди боятся постоянно, даже в тех случаях, когда нет никакой опасности. В таких случаях говорят ещё «у страха глаза велики»)

 

4.Тема урока (изучение нового материала): (7 мин.)

— Посмотрите на доску и определите тему нашего урока

(На доске схемы предложений из трёх слов

 

Тема урока – «Предложение»

Как вы догадались?

— По схемам.

— А какова была тема  прошлого урока?

— Текст

— Есть ли связь между этими темами?

— Да. Текст состоит из предложений.

 

( На доске набор букв: К В А Н О Д И)

— Перед вами буквы, — попробуйте составить из них предложения

Дети делают вывод, что предложение из отдельных букв составить нельзя

— Давайте попробуем составить предложения из слогов

(На доске набор любых слогов, например: ва , про, си, на, ам, сло)

Дети делают вывод, что предложение нельзя составить из отдельных слогов

—  Так из чего же состоят предложения?

— Предложение можно составить из слов.

— Давайте проверим…- Выполните, пожалуйста следующие задание. Здесь, на доске  «спрятаны» 2 скороговорки. надо отделить слова друг от друга чертой и в конце предложения поставить точку.

(На доске набор слов:проворонилаворонаворонёнкадобрыбобрыидутвборы)

Дети выполняют задание, делают вывод, что слова в предложении должны быть связаны по смыслу,  отрабатывают произношение 1 скороговорки и записывают её в тетрадь.

— Так из каких единиц речи образуются  предложения?

Ученики делают вывод  о том, что предложения образуются из слов.

  1. Физ.минутка.

— Попробуем изобразить ворон на крыше.

Крыльями взмахнули

Головки повернули,

Высоко взлетели…(прыжки)

И за парты сели.

 

  1. Закрепление изученного материала. (7 мин)

(На доске набор слов: весна, скоро, наступит)

Определите опасные места в словах

— В слове «скоро непроверяемая безударная гласная во втором слоге. Это слово надо запомнить.

—  В слове «весна» безударная гласная в первом слоге, проверочное слово –«вёсны»

— Составьте из этих слов красивое предложение.

Дети составляют предложение «Скоро наступит весна»

— Как нам оформить запись этих слов в тетради, чтобы стало понятно, что перед нами предложение?

— Поставить знаки препинания, а первое слово писать с большой буквы.

— Я произнесу это предложение с разной интонацией, а вы подскажите правильный знак в конце предложения. Запишите любое  предложение по выбору.

— Скоро наступит весна.

— Скоро наступит весна?

— Скоро наступит весна!

— А теперь выполним задание к нашему упражнению…

(Работа по составлению схем предложения)

 

— И последнее задание…

Перед вами слова, прочитайте их, что можете сказать?

На доске слова «птенцов вальдшнепы спасают своих как?»

Дети определяют незнакомое слово «вальдшнепы»

-Попробуйтесоставить из этих слов предложение и догадайтесь о значении слова «вальдшнепы» по остальным словам

Ученики составляют предложение: «Как спасают своих птенцов вальдшнепы?» и высказывают предположения о значении слова…

— Вальдшнепы – это  перелётные птицы, лесные кулики, которые ведут предпочтительно ночной образ жизни, поэтому их трудно встретить.  (Сообщение делает ученик)

Прочитайте предложения, которые записаны на доске…

Учащиеся читают предложения

(На доске запись текста:

Как спасают своих птенцов вальдшнепы мать уносит птенчика в лапах для этого она хватает его с боков  лапками и прижимает к грудке больше ни одна птица в лапах птенцов не носит.

 

— Сколько предложений в тексте? Как определить?

— Надо поставить знаки препинания по смыслу. Каждое предложение – это законченная мысль.

— Давайте совместными усилиями определим границы предложений и озаглавим текст.

— А сейчас вы сможете познакомиться с этими птицами поближе и услышать звуки, которые они издают. Располагайтесь поудобнее, расслабьтесь , представьте, что вы в лесу, смотрите и слушайте…

Дети смотрят видеоролик и слушают голоса вальдшнепов.(1 мин)

 

— А сейчас станцуем с этими птицами…(2 мин.)

  1. Подведение итогов, рефлексия. (2 мин)

— Понравился вам урок?

—А теперь давайте подумаем, что нового мы узнали о предложении и какую информацию закрепили?

Дети делают выводы, подводят итоги.

— Проанализируйте свою работу на уроке и подумайте, всё ли вы поняли, довольны ли вы собой, своей работой на уроке

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *