№п/п | Время проведения | Тема занятия | Содержание |
Волшебные звуки и знаки | Звуки речи и буквы: гласные и согласные. | ||
Первые испытания | Решение усложнённых фонетических заданий | ||
Чудесные мосты | Слог и перенос. | ||
В замке мы или в замке? | Ударные и безударные гласные | ||
Загадочные слова | Лексическое значение слова: однозначные и многозначные слова | ||
«Путаница» | Омонимы, омографы, омофоны, омоформы | ||
«Цветик-семицветик» | Синонимы, антонимы | ||
Путешествие в историю | Исконно русские и заимствованные слова | ||
Богатство речи | Фразеологизмы | ||
В гости к Мудрости | Пословицы и поговорки, (в разговорной речи и литературе) | ||
Как растут слова? | Корень слова; родственные слова | ||
Куда убежала буква? | Чередование гласных и согласных в корне | ||
Важный хвостик | Основа и окончание | ||
Словотворчество | Приставки и суффиксы | ||
Морфологический калейдоскоп | Имя существительное | ||
Морфологический калейдоскоп | Имя прилагательное | ||
Морфологический калейдоскоп | Глагол | ||
Морфологический калейдоскоп | Причастие. Деепричастие | ||
Морфологический калейдоскоп | Наречие | ||
Морфологический калейдоскоп | Служебные части речи | ||
«Связываем слова» | Словосочетания | ||
Его величество Предложение | Предложение: простое и сложное | ||
Как искать основу? | Основа предложения | ||
Как украсить нашу речь? | Второстепенные члены предложения: определение, дополнение | ||
«На том же месте в тот же час» | Второстепенные члены предложения: обстоятельства | ||
Мы-редакторы | Текст. Типы текстов | ||
Как писать заявления? | Стили письма | ||
«Вредные» слова | Слова-сорняки | ||
Поэтический бум | Упражнения в стихотворчестве(игры «буримэ») | ||
Секреты орфографии | Фонема; связь между фонемой и буквами | ||
«Ошибкоопасные» места | Фонемные и нефонемные правила правописания | ||
Странный значок | Упражнения в использовании Ь и Ъ | ||
Знайки и Умейки | Упражнения в решении орфографических задач |
Пояснительная записка
Цель:
расширение и углубление знаний учащихся по русскому языку, развитие речи и творческих способностей младших школьников
Задачи:
- создать условия для формирования интереса к процессу чтения и изучения русского языка;
- расширять словарный запас учащихся;
- способствовать развитию у детей творческой активности и креативного мышления
- содействовать совершенствованию коммуникативной и языковой культуры учеников;
- расширять и углублять объём лингвинистических знаний
- приобщать младших школьников к самостоятельной исследовательской работе.
(Актуальность)
- Значение овладения школьниками русским языком трудно переоценить:
- «Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности» ( А.В.Полякова)
Основной формой обучения русскому языку, как и другим предметам, в школе, является урок, однако его строгие рамки и насыщенность программы не всегда позволяют полностью раскрыть неиссякаемое богатство глубокого, таинственного, полного мудрости источника русской речи.
- Внеклассная работа, организованная в форме кружковой работы позволит наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей и возможностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы ребёнка.
- Программа кружка «Языковедение» призвана помочь учащимся в их стремлении расширять границы знаний, совершенствовать практические умения в письме, развивать свою речь.
Основу данного курса составляют принципы:
- природосообразности,
- творческой деятельности,
- занимательности,
- научности;
- сознательности усвоения
- наглядности;
- связи теории с практикой;
- сотрудничества учителя и учащихся.
Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения, таких, как:
- метод проблемного изложения
- эвристический
- исследовательский
- развивающие игры
- трудовая творческая деятельность
На занятиях используется индивидуальная, групповая формы работы и работа в парах.
Ожидаемые результаты работы учащихся:
- Совершенствование устной и письменной речи
- Развитие интереса к изучению русского языка
- Использование полученных знаний и умений в практической деятельности
- Участие в творческих конкурсах и олимпиадах по русскому языку и литературе
очень хороший план