Пояснительная записка
Цель: способствовать психическому и личностному росту детей, развивать их творческие способности, развитие воображения у детей.
Задачи:
- учить детей приемам творческого мышления, таким как:
— выделение противоположных свойств
— постановка вопросов
— формулирование и переформулирование
— генерирование идей
— включение объекта в новые связи - развивать творческие способности (креативность) учащихся;
- формировать положительную мотивацию к творческому процессу и учебной деятельности
- развивать внимание, воображение
- расширять активный словарь детей
Актуальность
Многообразие и сложность современной жизни требуют от человека гибкости, сообразительности, самостоятельности и, часто, нетрадиционного подхода. Всё больше ценятся специалисты, обладающие творческим мышлением, оригинальностью в оценке действительности и её преобразовании. Все эти качества во многом зависят от генетической предрасположенности индивидуума. Но развитие заложенного потенциала зависит от жизненного опыта, влияния окружающих людей и особенностей воспитания и обучения человека в детском возрасте.
Детям дошкольного возраста свойственно необычайное стремление к познанию окружающего мира.
В настоящее время многие родители, в силу различных обстоятельств, не могут использовать в полной мере возможности дошкольного периода развития ребенка. Не хватает времени, знаний, иногда – желания. А возможности эти, по данным научных исследований, поистине огромны. Ум маленького ребёнка весьма восприимчив ко всем видам внешней информации, мозг развивается быстрыми темпами, и каждый день приносит малышу новые знания, умения, навыки, которые ребенок приобретает в процессе приобщения к труду, во время игр, специальных занятий. Пробелы в обучении ребенка, допущенные в данное время, могут стать невосполнимой потерей в его развитии.
В последнее время, в силу необходимости, диктуемой развитием общества, появилось множество литературы и пособий для работы в данном направлении. При создании данной программы использовалась лишь очень незначительная часть из этого многообразия методического и дидактического богатства, предложенного специалистами-педагогами и психологами.
Данная программа предполагает обучение детей дошкольного и начального школьного возраста по выше названным направлениям.
Творческие способности или «креативность» (от лат. «creatio» — созидание) по определению американского психолога Фромма: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
Основными показателями креативности являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.
По данным исследований творческие способности в значительной мере зависят от наследственного потенциала, но превращение творческих импульсов в творческий характер зависит от влияния семьи и других взрослых, общающихся с ребенком и способных развить или уничтожить его творческий потенциал.
Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, есть игра, которая стимулирует развитие креативности. Поэтому использование различных игр развивающего характера является основой построения занятий.
Примерное тематическое планирование
по курсу:
N | час | Выделение противоположных свойств |
1 | 1 | «И хорошо, и плохо» |
2 | 1 | «Противоположности» |
Постановка вопросов | ||
3 | 1 | «Почемучка» |
4 | 1 | «Что в кулаке?» |
5 | 1 | «Без слов» |
Переформулирование | ||
6 | 1 | «Изобретатель» |
7 | 1 | «Золотые руки» |
Генерирование идей | ||
8 | 1 | «Настроение и цвет» |
9 | 1 | «Пантомима для сообразительных» |
10 | 1 | «Представь себе» |
11 | 1 | «Составь предложение» |
12 | 1 | «Волшебные круги» |
13 | 1 | «Прямоугольное королевство» |
Включение объекта в новые связи | ||
14 | 1 | «Дорисуй фигурку» |
15 | 1 | «Незавершенный рисунок» |
16 | 1 | «А что дальше?» |
17 | 1 | «Придумай историю» |
Выбор самого оригинального образа | ||
18 | 1 | «На что похожа фигурка? |
19 | 1 | «Путешествие по облакам» |
20 | 1 | «Самое смешное» |
Игры на развитие воображения у детей | ||
21 | 1 | «Живые фигурки» |
22 | 1 | «Водитель такси» |
23 | 1 | «Мешочки с подарками» |
24 | 1 | «Собери картинку» |
25 | 1 | «Откуда кусочек», «Кубики-невидимки» |
Примерное построение занятия по курсу:
- Организационный момент
- Повторение, ознакомление с результатами домашних занятий
- Постановка учебных задач
- Предварительная беседа по теме из курса «развития речи»
- Основная игра по возможности на материале изучаемой темы
- Выполнение творческих заданий
Сопроводительный материал для учителя:
- И.Светлова «Развиваем воображение и фантазию» М.: Изд-во ЭКСМО, 2002
- Н.К.Винокурова «Развиваем способности детей»М.: Изд.РОСМЭН», 2002
- Э.Н.Петлякова, С.Н.Подгорная «Развиваем воображение и творческое мышление, М.-Р-на-Дону, Изд.центр «МарТ2, 2005
- Л.В.Куцакова, Ю.Н.Губарева «1000 развивающих игр для детей 5-8 лет»М.:, АСТ «Астрель», 2003
- З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.:, «Просвещение», 1985
- Ю.Г.Илларионова «Учите детей отгадывать загадки», М.: «Просвещение», 1976
- Н.Цирулик, Т.Н.Проснякова «Уроки творчества», М.: Корпорация «Федоров», АО «Московские учебники», 2001
- Э.Д.Наумова «Играя, учимся говорить» речевое домино
- «Для умников и умниц.» (Развивающие задания для детей дошкольного возраста)
- «Скоро в школу» (Материал для диагностических и развивающих занятий с детьми дошкольного возраста)
- Цветные компьютерные изображения
Сопроводительный материал для детей:
- Альбом
- Цветные карандаши и фломастеры
- Цветная бумага, картон
- Трафареты
- Счетные палочки
- Бросовый и природный материал
- Мозаика
- Геометрическое лото
Список используемой литературы:
- Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!», М.:, «Просвещение», 1987
- Андреева Е.А. «Лучшие в мире загадки и трехминутные развивающие игры для детей» М.:РИПОЛклассик, 2005
- Барташникова И.А., Барташников А.А «Учись, играя», Харьков, «Фолио» 1997
- Венгер Л. «Как дошкольник становится школьником»//»Дошкольное воспитание» №8, 1995
- Волков Б.С., Волкова Н.В. «Детская психология в вопросах и ответах», М.:, 2001
- Давыдов В.В «Деятельность ребенка должна быть желанной и радостной»// Дошкольное воспитание.№5,1995
- Дерюгина М.П. «От колыбели до школы и далее», Минск, «Беларусь», 1993
- Дьяченко О.М, Н.Ф.Астаськова и др…, «Дети, в школу собирайтесь», М.: «Просвещение, 1996
- Левин В.А. «Воспитание творчества» Томск, «Пеленг», 1992
- Е.Г.Речинская, Е.А.Сошина «Развитие творческого воображения младших школьников», М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999