Программа развития творческих способностей и воображения детей

Пояснительная записка

Цель: способствовать психическому и личностному росту детей, развивать их творческие способности, развитие воображения у детей.

Задачи:

  1. учить детей приемам творческого мышления, таким как:
    —        выделение противоположных свойств
    —        постановка вопросов
    —        формулирование и переформулирование
    —        генерирование идей
    —        включение объекта в новые связи
  2. развивать творческие способности  (креативность) учащихся;
  3. формировать положительную мотивацию к творческому процессу и учебной деятельности
  4. развивать внимание, воображение
  5. расширять активный словарь детей

 Актуальность

Многообразие и сложность современной жизни требуют от человека гибкости, сообразительности, самостоятельности и, часто, нетрадиционного подхода. Всё больше ценятся специалисты, обладающие творческим мышлением, оригинальностью в оценке действительности и её преобразовании. Все эти качества во многом зависят от генетической предрасположенности индивидуума. Но развитие заложенного потенциала зависит от жизненного опыта, влияния окружающих людей и особенностей воспитания и обучения человека в детском возрасте.

Детям дошкольного возраста свойственно необычайное стремление к познанию окружающего мира.

В настоящее время многие родители, в силу различных обстоятельств, не могут использовать в полной мере возможности дошкольного периода развития ребенка. Не хватает времени, знаний, иногда – желания. А возможности эти, по данным научных исследований, поистине огромны. Ум маленького ребёнка весьма восприимчив ко всем видам внешней информации, мозг развивается быстрыми темпами, и каждый день приносит малышу новые знания, умения, навыки, которые ребенок приобретает в процессе приобщения к труду, во время игр, специальных занятий. Пробелы в обучении ребенка, допущенные в данное время, могут стать невосполнимой потерей в его развитии.

В последнее время, в силу необходимости, диктуемой развитием общества, появилось множество литературы и пособий для работы в данном направлении. При создании данной программы использовалась лишь очень незначительная часть из этого многообразия методического и дидактического богатства, предложенного специалистами-педагогами и психологами.

Данная программа предполагает обучение детей дошкольного и начального школьного возраста по выше названным направлениям.

Творческие способности или «креативность» (от лат. «creatio» — созидание) по определению американского психолога Фромма: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Основными показателями креативности являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.

По данным исследований творческие способности в значительной мере зависят от наследственного потенциала, но превращение творческих импульсов в творческий характер зависит от влияния семьи и других взрослых, общающихся с ребенком и способных развить или уничтожить его творческий потенциал.

Для ребенка основной деятельностью, в которой проявляется его творчество, есть игра, которая стимулирует развитие креативности. Поэтому использование различных игр развивающего характера является основой построения занятий.

Примерное тематическое планирование

по курсу:

 N  час Выделение   противоположных свойств
1 1 «И   хорошо, и плохо»
2 1 «Противоположности»
Постановка   вопросов
3 1 «Почемучка»
4 1 «Что   в кулаке?»
5 1 «Без   слов»
Переформулирование
6 1 «Изобретатель»
7 1 «Золотые   руки»
Генерирование   идей
8 1 «Настроение   и цвет»
9 1 «Пантомима   для сообразительных»
10 1 «Представь себе»
11 1 «Составь   предложение»
12 1 «Волшебные   круги»
13 1 «Прямоугольное   королевство»
Включение   объекта в новые связи
14 1 «Дорисуй   фигурку»
15 1 «Незавершенный   рисунок»
16 1 «А   что дальше?»
17 1 «Придумай   историю»
Выбор   самого оригинального образа
18 1 «На   что похожа фигурка?
19 1 «Путешествие   по облакам»
20 1 «Самое   смешное»
Игры на   развитие воображения у детей
21 1 «Живые   фигурки»
22 1 «Водитель   такси»
23 1 «Мешочки   с подарками»
24 1 «Собери   картинку»
25 1 «Откуда   кусочек», «Кубики-невидимки»

Примерное построение занятия по курсу:

  1. Организационный момент
  2. Повторение, ознакомление с результатами домашних занятий
  3. Постановка учебных задач
  4. Предварительная беседа по теме из курса «развития речи»
  5. Основная игра по возможности на материале изучаемой темы
  6. Выполнение творческих заданий

Сопроводительный материал для учителя:

  1. И.Светлова «Развиваем воображение и фантазию» М.: Изд-во ЭКСМО, 2002
  2. Н.К.Винокурова «Развиваем способности детей»М.: Изд.РОСМЭН», 2002
  3. Э.Н.Петлякова, С.Н.Подгорная «Развиваем воображение и творческое мышление, М.-Р-на-Дону, Изд.центр «МарТ2, 2005
  4. Л.В.Куцакова, Ю.Н.Губарева «1000 развивающих игр для детей 5-8 лет»М.:, АСТ «Астрель», 2003
  5. З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.:, «Просвещение», 1985
  6. Ю.Г.Илларионова «Учите детей отгадывать загадки», М.: «Просвещение», 1976
  7. Н.Цирулик, Т.Н.Проснякова «Уроки творчества», М.: Корпорация «Федоров», АО «Московские учебники», 2001
  8. Э.Д.Наумова «Играя, учимся говорить» речевое домино
  9. «Для умников и умниц.» (Развивающие задания для детей дошкольного возраста)
  10. «Скоро в школу» (Материал для диагностических и развивающих занятий с детьми дошкольного возраста)
  11. Цветные компьютерные изображения

Сопроводительный материал для детей:

  1. Альбом
  2. Цветные карандаши и фломастеры
  3. Цветная бумага, картон
  4. Трафареты
  5. Счетные палочки
  6. Бросовый и природный материал
  7. Мозаика
  8. Геометрическое лото

Список используемой литературы:

  1. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!», М.:, «Просвещение», 1987
  2. Андреева Е.А. «Лучшие в мире загадки и трехминутные развивающие игры для детей» М.:РИПОЛклассик, 2005
  3. Барташникова И.А., Барташников А.А «Учись, играя», Харьков, «Фолио» 1997
  4. Венгер Л. «Как дошкольник становится школьником»//»Дошкольное воспитание» №8, 1995
  5. Волков Б.С., Волкова Н.В. «Детская психология в вопросах и ответах», М.:, 2001
  6. Давыдов В.В «Деятельность ребенка должна быть желанной и радостной»// Дошкольное воспитание.№5,1995
  7. Дерюгина М.П. «От колыбели до школы и далее», Минск, «Беларусь», 1993
  8. Дьяченко О.М, Н.Ф.Астаськова и др…, «Дети, в школу собирайтесь», М.: «Просвещение, 1996
  9. Левин В.А. «Воспитание творчества» Томск, «Пеленг», 1992
  10. Е.Г.Речинская, Е.А.Сошина «Развитие творческого воображения младших школьников», М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *