Учим ребенка читать

Учим ребенка читать.
В возрасте трёх-четырёх лет, усвоив основы разговорной речи, здоровый, нормально развивающийся ребёнок уже готов к начальному этапу обучения его чтению.
Для успешного проведения образовательного процесса необходимо соблюдать несколько важных правил:

  1.  Заниматься с малышом в игровой форме;
  2.  Рекомендуемая продолжительность занятий в 3-4 года -5-10 минут, 4-5 лет – 15-20 минут, 6 лет – 25-30 минут;
  3.  Как только появляются первые признаки утомления или потери интереса к занятию, — его необходимо прекратить;
  4.  Ни в коем случае не начинать занятия, если малыш не хочет и упирается!..Привлекать его внимание интересной игрой, яркими картинками в детской книжке, занимательными игрушками, воображаемыми или игрушечными соучениками.
  5.  Периодичность занятий зависит от возраста. Чем младше ребенок, тем реже могут быть занятия – 2-3 раза в неделю для трёхлетнего малыша, и 3-4 раза – для ребенка 4-6 лет. Эти цифры могут варьироваться в зависимости от возможностей и интересов вашего чада.
  6.  Чаще читайте ребенку книги. А, когда он сам начнёт немного читать, -делайте это вместе с ним.
  7.  Старайтесь не допускать дошкольника до компьютера и сократите до минимума общение с телевизором.

I
Начинать знакомство малыша с русским алфавитом лучше с гласных букв: А, О, У, Э, И, Ы , постепенно добавляя к ним такие согласные, как: М, Н, Л, Р (если малыш чисто выговаривает эти звуки). Важно помнить, что называть согласные буквы для ребенка надо звуками, которые они обозначают( «М», «Н», «Л»…), но не их алфавитным названием ( «ЭМ», «ЭН», «ЭЛЬ» и т.д.). Это необходимо для того, чтобы позже ребенок легко мог соединять и читать слоги. Образовывать слоги, используя алфавитное название согласных очень сложно, а переучивать малыша новому звучанию букв сложнее вдвое. Это становится трудно разрешимой проблемой при дальнейшем обучении чтению.
Почему из согласных в самом начале обучения лучше давать сонорные согласные? Потому, что эти звуки можно тянуть и петь для образования слогов. Например: М-М-М-МА, Н-Н-Н-НА.
II
Для перехода к слоговому чтению ребенку достаточно освоить около 10-15 наиболее употребляемых букв, из которых 5 – гласные., а из согласных, как уже говорилось выше, лучше выбирать те, которые можно тянуть. Добивайтесь, чтобы малыш тянул первый звук до тех пор, пока не «добежит» до следующего – гласного: М-М-М-М-МА, Н-Н-Н-Н-НА Первоначально складывать слоги удобнее в следующей последовательности: согласный + гласный, а гласная должна быть одной и той же, например: МА, НА, ЛА,
Когда ребенок освоит чтение слогов с одной гласной, можно складывать слоги со следующей гласной (М-М-М-МО, Н-Н-Н-НО, Л-Л-Л-ЛО и т.д.)
Стремитесь к тому, чтобы ваш малыш читал слоги сразу, а не по буквам.

III
Складывать и читать слоги с так называемыми йотированными гласными буквами – Е,Ё,Ю,Я – детям сложнее, так как при самостоятельном, отдельном от согласных чтении, они дают два звука, первый из которых Й (ЙЭ,ЙО, ЙУ, ЙА).
Поэтому к изучению этих букв целесообразнее переходить позднее, уже после того, как вы увидите устойчивые результаты предыдущих занятий.
Читайте по тому же принципу: согласный +гласный, сначала с одной гласной, например – Е (МММЕ, НННЕ, ЛЛЛЕ), затем со следующей, и т.д…
Не забывайте повторять и предыдущие слоги.
Постепенно вводите для чтения и оставшиеся согласные буквы.

IV
На следующем этапе можно переходить к чтению слогов в последовательности: гласный + согласный (АМ, АН, АЛ), последовательно вводя чтение с одной гласной, затем – с другой (ОМ, ОН, ОЛ).
Если вы сами пишете для малыша слоги, желательно гласные выделять ярким красным цветом.

V
После освоения слогов можно переходить к чтению коротких слов из двух-трёх букв (УМ, МЫ, О-ЛЯ, А-НЯ, Ю-ЛЯ, МИР, КОТ и др.)

VI
Прежде чем переходить к чтению слов из 4 букв (из двух или трёх слогов), убедитесь, что ваш ребенок читает уже слогами, а не буквами. В противном случае ваш малыш станет быстро уставать и потеряет к учебе всякий интерес.
На завершающем этапе обучения можно переходить к чтению несложных предложений из 3-5 слов (Ма-ма мы-ла Ле-ну).
С обучающими играми вы познакомитесь в специальной литературе, которая есть во всех книжных магазинах или в отдельной статье.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *