Цели: познакомить с квадратом, как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о существенных признаках прямоугольника и квадрата, ориентируясь на которые, они могли бы распознавать эти фигуры; научить чертить квадрат на клетчатой бумаге, решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата; познакомить со свойствами квадрата; закреплять вычислительные навыки, развивать внимание и логическое мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами; выполнять чертёж квадрата; выполнять письменные вычисления изученных видов в пределах 100; решать текстовые задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; работать в парах; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
- Орг.момент
Мы лениться не желаем,
Ведь от лени нет и прока!
Мы друг другу пожелаем
Интересного урока!
- Актуализация знаний
а) Сделаем небольшую разминку, чтобы головка включилась в работу
Устный счёт:
Считаем устно, а ответы записываем на маркерной доске
100-(60+24)=16 (р) | 60-(80-37)=17 (а) | (70+25)-90=5 (к) |
9-4+7=12 (а) | (8-2)+7=13 (д) | |
70-(50-6)=26 (т) | (9+7)-8=8 (в) |
(5, 8, 12, 13, 16, 17, 26)
А теперь ВНИМАНИЕ –
б) У вас есть два варианта определить новую тему:
Вы выбираете любой из них, а кто желает – может выполнить оба варианта
1 вариант: на доске записан шифр. Поставьте ответы, записанные на маркерной доске, в порядке возрастания. Им соответствуют определенные буквы, которые надо поставить в таком же порядке, и вы прочитаете ответ-название нашей темы.
16 | 12 | 26 | 17 | 13 | 8 | 5 |
р | а | т | а | д | в | к |
2 вариант: на экране — задание, выполнив его, вы тоже узнаете тему урока.
НА ЭКРАНЕ:
Начертите замкнутую ломаную линию из 4-ёх равных звеньев с прямыми углами.
- Новая тема
Итак, вы угадали тему нашего урока.
Какие цели и задачи мы могли бы для себя поставить на этом занятии?
— (Я хотел бы узнать побольше о свойствах квадрата, его признаках и т.д.)
-Почему же нашу фигуру назвали «квадрат»? Что такое квадрат?
-Слово «КВАДРАТ» пришло к нам из латинского алфавита. В этом слове есть часть «квадр», которая означает «четыре». Отсюда произошли слова квартет (четыре музыканта, которые выступают на сцене), квадроцикл (мотоцикл на 4 колёсах, квартал .(часть города, образованная пересечением 4 улиц) / (сообщение ученика)
Давайте вспомним всё, что мы о нём знаем…
У ВАС на парте лежит набор плоских геометрических фигур, которые я просила вас сделать дома. Выложите их перед собой. Среди них есть квадрат? Найдите его.
В схему мы можем записать «Геометрическая фигура»
— Вписываем в схему на листочках
— Поднимите лишнюю фигуру . Какая это фигура? Почему она лишняя? Уберите её
(Круг, у неё нет углов)
— Как назвать оставшиеся фигуры? Почему их так называют?
(Многоугольники. У них есть углы)
Вносим в схему следующую запись: многоугольники
покажите ещё 1 лишнюю фигуру. Какая это фигура?
(Треугольник. У неё три угла)
— Как можно назвать оставшиеся фигуры?
(Четырёхугольники)
Вписываем в схему и этот термин.
Назовите оставшиеся фигуры:
( Прямоугольник, ромб, трапеция, параллелогра́мм квадрат)
-Что у них общего?
(4 угла, 4 стороны.)
Среди этих фигур найдите те, у которых все углы прямые. Какие это фигуры?
(Квадрат и прямоугольник)
— Итак, у этих фигур есть общий признак – прямые углы. Давайте найдем еще один общий признак. Каждую из этих фигур согните пополам, совместив их стороны. Что можем сказать?
(Противоположные стороны равны)
— Какой вывод можем сделать?
(Квадрат и прямоугольник имеют общие признаки. Значит квадрат – это прямоугольник)
— А теперь найдем различия между ними. Чем они отличаются?
( У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника – нет)
— Как это можно доказать?
( Наложением, измерить линейкой и циркулем)
Измерьте длину каждой стороны квадрата и сравните. Как это удобнее и быстрее сделать: с помощью линейки или циркуля?
(С помощью циркуля быстрее. Стороны равны. )
Давайте впишем эти свойства квадрата в нашу схему.
— Давайте обобщим все, что мы с вами узнали о квадрате, глядя на схему.
(Квадрат – это 4-угольник, у которого все стороны равны, а все 4 угла — прямые. )
— У какой фигуры схожие характеристики?
(у прямоугольника)
-Давайте сравним и сделаем вывод..
На доске слайд- сравнение.
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
— А можем сказать наоборот, что всякий прямоугольник –это квадрат?
(Нет. Не всякий прямоугольник – квадрат. )
Физминутка.
А теперь немного отдохнем. Я буду называть и показывать предметы, а вы прыгаете, если он имеет квадратную форму, приседаете, если – другой формы.
( стол, квадратная фотография, круглые часы, квадратные часы, телевизор, тарелка, книжка, луна, тротуарная плитка квадратной формы )
- Закрепление
-Давайте научимся чертить квадрат, и находить его периметр.
Откройте тетради, запишите число и слова «классная работа». Внимание на доску. Сегодня мы пропишем цифру, которая обозначает количество углов и сторон у квадрата. Какая это цифра?
(Цифра 4)
-Вспоминаем, как правильно писать эту цифру. Находим середину верхней линии клетки , от нее влево вниз проводим короткий отрезок до середины левой стороны клетки, затем поворачиваем к центру клетки, останавливаемся. И заканчиваем наклонным отрезком из верхнего правого угла к середине нижней стороны клетки.. Составьте из этой цифры однозначные и двузначные числа. Запишите их в строчку через клеточку.
— А теперь научимся правильно чертить квадрат. Откройте учебник на странице 34, задание № 3.
Отступите 2 клетки вниз , 2 клетки слева и начертите квадрат по заданию учебника стр.34 № 3. Проверьте друг у друга. А теперь найдем периметр квадрата
Что такое периметр фигуры?
(Сумма длин всех сторон)
Замените число буквой а из латинского алфавита и запишите формулу, которая получится .
4+4+4+4=16 см.
Р кв = а+а+а+а = 4а
Следующий №4 из учебника будем выполнять парами. 1 вариант решает на маркерной доске синим цветом 1 и 2 примеры, 2 вариант – 3 и 4 примеры. Затем меняемся досками и выполняем проверку друг у друга.
— Поднимите руку, кто с помощью проверки не нашёл у соседа ошибок.
5. Подведение итогов: Итак, давайте подумаем , справились ли мы с поставленными в начале урока задачами. Достигли мы поставленной цели?…..
— Что нового узнали? Чему научились?
6. Рефлексия: А теперь поднимите фигуру, которая подскажет мне , как вы усвоили тему урока. 5-угольник – на 5, квадрат – на 4(В основном — понял, немного сомневаюсь) 3-угольник ( не все было понятно, сомневаюсь…)
7. Домашнее задание: Дома зайдете на сайт «Российская электронная школа и выполните тренировочные задания по теме.