Часто родители жалуются на непослушание своих детей. Желая как-то исправить ситуацию, они повышают голос при общении с детьми, ругаются, угрожают, наказывают детей или угрожают наказанием.
Но часто проблемы воспитания возникают по вине родителей. Как правило, такие родители вспоминают о воспитании своих чад эпизодически, когда есть время. У некоторых из них собственное поведение значительно отличается от того, что они требуют от детей. Или требования взрослых в семье отличаются друг от друга. В семье между родителями может отсутствовать самое главное – тёплые искренние отношения, любовь, взаимопонимание и поддержка, что очень отрицательно влияет на самоощущения детей и процесс взаимодействия с ними. Или детей заласкивают, балуют, разрешая им всё, чего только ребенку пожелается, оправдывая все его проступки в отношении других людей, а потом вдруг в один прекрасный момент с ужасом осознают, что воспитали хладнокровных эгоистичных монстров, которые не считаются с родителями также, как и с обществом в целом.
Многие родители считают, что любить своих детей достаточно для того, чтобы вырастая, дети стали опорой и гордостью родителей. Это так и не так одновременно…Любить тоже надо уметь. Любовь может быть безусловной и мудрой. А может быть слепой, глухой и самоуничижительной.
Все грамотные родители знают правила безусловной любви по Россу Кэмпбеллу. Напомним их:
- Семья должна жить по принципам взаимоуважения и доверия. Желательна единая система ценностей, ориентированная на духовность.
- Предпочтительно чёткое разграничение функций отца и матери, где место главы семьи, ответственного и принимающего на себя инициативу во всех важных решениях ( в том числе и в вопросах воспитания), должен иметь отец. Мать должна выполнять свою миссию: любить, заботиться и поддерживать своих домочадцев. В такой семье редко возникают проблемы непослушания и отчуждённости детей.
- Своих детей надо не просто любить, но и показывать свои чувства, выражать их на понятном для ребенка языке, что включает в себя:
- — контакт глаз,
- — физический контакт,
- — пристальное внимание,
- — дисциплину.
Контакт глаз предполагает внимательный доброжелательный взгляд в глаза другому человеку. Физический контакт может быть разного характера: от простого похлопывания по плечу до теплых объятий и нежных поцелуев. Пристальное внимание требует от родителей полного отвлечения от своих дел и проблем и сосредоточения своего внимания целиком на ребенке. Желательно, чтобы родители уделяли своё личное время и на беседу и на отдых наедине с ребенком.
О дисциплине поговорим отдельно немного подробнее. Что такое дисциплина? «В области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества» (Росс Кэмпбелл) . Требования дисциплины ребенок будет воспринимать только в том случае, если он чувствует безусловную любовь родителей к себе и их стремление выслушать и понять его.
Некоторые родители отождествляют наказание и дисциплину, что в корне неверно. Наказание вызывает у ребенка обиду, а частое и несоответствующее проступку наказание – препятствует правильному осознанию своего поведения и выработке необходимого в случае проступка чувства вины.
Если ваш ребенок еще мал, спросите себя в случае его непослушания и неверного поведения, почему он так делает, чего он хочет и, возможно, решение придёт само собой. Причиной отрицательного поведения, непослушания, раздражительности могут быть объективные причины, неосознаваемые самим малышом. Плохое самочувствие, страх перед чем-либо, переутомление, депрессия и неудовлетворенность, чувство одиночества из-за нехватки положительных эмоциональных контактов (проявлений любви к нему) подсознательно могут являться настоящей причиной отрицательного поведения любого человека. А человека, который искренне переживает, мучается угрызениями совести нежелательно наказывать вообще, ведь не зря народная мудрость гласит – «повинную голову меч не сечёт».
Дисциплинировать ребенка нужно, опираясь на основные методы и способы воспитания – собственным примером, просьбами, руководством, моделированием и др…
Некоторые рекомендации, которые желательно выполнять для эффективного процесса воспитания
- Просьбы должны выражаться в вежливой форме и по возможности без давления в голосе, с учётом человеческого достоинства. Просьба должна соответствовать возрасту, развитию и возможностям ребенка.
- Применять приказы, прямые команды возникает необходимость лишь тогда, когда ребенок не реагирует на вежливые просьбы и использовать этот способ нужно гораздо реже.
- К наказанию, как к крайней мере воздействия, прибегать нужно только в исключительных случаях, чтобы сломить упорное враждебное непослушание, вызывающее неповиновение. И ребенок должен чётко понимать свою вину за определенное негативное поведение, но тем не менее должен быть уверен, что его наказали за конкретный проступок, что родители огорчены, но, не смотря ни на что продолжают его любить. Для этого после наказания ребенка надо оставить ненадолго одного, чтобы он успокоился, обдумал всё происшедшее, а потом – спокойно поговорить с ним, обсудив недоразумение.
- Обсуждать с ребенком его поведение желательно наедине, находясь с ним на одном уровне (например — сидя), глядя ребенку в глаза, и тон вашего голоса должен спокойным, но твёрдым, если он в чём-то провинился, и доброжелательным, уверенным, подбадривающим, если вы хотите поддержать его.
- Для успешного воспитания издревле применялись два действенных метода: поощрение и наказание, кнут и пряник. Первый является наиболее эффективным, но и без последнего, к сожалению, не обойтись. Главное правило, которое необходимо учитывать при их применении, они должны быть своевременны, т.е следовать сразу после поступка: поощрение – после положительного, наказание – после негативного проступка ( от 5 минут (время на приведение мыслей и эмоций в спокойное состояние) до суток в более серьёзных случаях). Только не надо путать поощрение, которое является результатом поступка с подкупом и шантажом, которые используют многие родители, чтобы добиться желаемого поведения ребенка. В качестве наказания для малышей до 10 лет могут служить отмена каких-либо уже существующих привилегий или введение дополнительных обязанностей.
- Процесс воспитания требует холодного ума и горячего сердца. Часто чересчур эмоциональные и несдержанные родители выплёскивают на детей все свои негативные чувства и эмоции, чего нельзя делать категорически.
Чтобы оставаться спокойным в любой педагогической ситуации, можно применять такие психологические методы, как: счёт до десяти в минуту раздражения, глубокие вдохи – выдохи или, по возможности, быстрые энергичные движения — бег, ходьба, езда на велосипеде и др…
Но затем необходимо найти время и спокойно проанализировать возникшую проблему и постараться понять, что именно вас рассердило в поведении ребенка и подумать, как поступить в данном положении, какое принять решение. Если вы несправедливо накричали на своё чадо, оскорбили его словами или, того хуже, действием, — признайте свои ошибки и извинитесь перед ним. Если же в яростном порыве ребенок наговорил вам много гадостей, — поймите, что это был порыв, а не выношенная злоба, и постарайтесь действовать , учитывая это в дальнейшем. Помните – повышенный голос в ответ вызывает повышение тона у собеседника, и наоборот, понижение интонации будет отрезвляюще действовать на него и немного охладят его пыл. Зарубежные авторы советуют в таких случаях действовать по плану:
- Остановить неправильное поведение
- Сообщить последствия, — т.е. результаты проступка
- Объяснить ребенку точно и понятно, что вы хотите в данной ситуации
- Если есть возможность, потренируйте ребенка в выполнении своего требования в том, что вы хотите от него. При этом не давайте ему возможность увести вас от решаемой проблемы, переключить ваше внимание на что-то другое, в чём наши дети – первоклассные мастера.
Будьте терпеливы, настойчивы, единодушны и последовательны в своих требованиях. Для формирования полезной привычки, например, требуется не менее 30-40 дней, иногда – до двух месяцев.
- Для решения воспитательных задач необходимо, чтобы ваш ребенок вас слушал и слышал, а значит- надо решать все конфликтные ситуации в состоянии, когда спокойны не только вы, но и ваш малыш. Пока ваш ребенок возбужден, он никого, кроме себя, не слышит, не видит, не понимает. Поэтому дайте ему возможность успокоиться, и только потом начинайте с ним разговор. Попробуйте вместе найти выход из ситуации, возможные варианты решения конфликта или проблемы. В школьном возрасте уже можно учить ребенка пытаться взглянуть на ситуацию с другой, иногда — противоположной точки зрения.