Развитие мотивированной активности учащихся, направленной на формирование познавательной компетенции школьников

Объект исследования: процесс обучения в начальной школе

Предмет исследования: способы и приёмы, как средство развития мотивированной активности обучающихся начальных классов

(Актуальность)

В наше время каждый учитель в школе сталкивается с известными проблемами современности:

1) разложением основной социальной ячейки общества – семьи,

2) ухудшением психического и физического здоровья учащихся,

3) с недостатком времени у родителей для заботы и воспитания, часто, — единственного ребенка и, как следствие, вытекающими отсюда следующими проблемами образования:

  • снижение интеллектуального уровня школьников
  • неразвитость мотивационной сферы в области познания
  • возрастание пассивности в учебно-познавательной деятельности
  • деформация эмоционально – ценностной сферы сознания учащихся

В соответствии с российской действительностью были приняты федеральные государственные образовательные стандарты(приказ № 373 от 6 октября 2009 Минобрнауки, утверждён приказом № 15785 от 22 декабря 2009 года Минюстом России, введен в действие с 1 января 2010г.).

Во ФГОС второго поколения в разделе требований к результатам освоения основной образовательной программы НОО задаются ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Среди личностных результатов определены: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы и др.

Учителю приходится задумываться над решением всего этого комплекса задач, но каждый преподаватель выбирает для себя приоритетные направления, которым уделяет на определенном этапе основное внимание.

В настоящий момент я выбрала работу по следующим направлениям:

а) развитие мотивационной сферы учеников,

б) развитие речи, воображения и творческих способностей,

т.к. считаю формирование  этих качеств необходимыми взаимосвязанными и взаимозависимыми условиями не только для успешной учебной деятельности, но и для самореализации личности: в быту, в профессиональной деятельности и в личной жизни.

Углубляясь в работу над развитием мотивации, приобретая опыт, я находила всё больше новых связей и отношений и расширяла тему исследования.

Весь собранный за годы педагогической практики материал, свое видение данного вопроса я постаралась обобщить в своих разработках программ, докладов и творческих отчетов с целью

найти теоретическое обоснование педагогических условий, способствующих формированию мотивационной сферы обучающихся путем развития и использования  их творческих способностей для повышения познавательной активности школьников, с последующей реализацией определённых условий на практике, ведущей к успешности обучения

Для разрешения стоящей передо мной проблемы былипоставленыследующие задачи:

  • определение особенностей построения содержания обучения, способствующего активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • определение форм и методов обучения, способствующих развитию креативности обучающихся
  • обоснование необходимости использования различных видов творческой деятельности с целью развития мотивированной активности обучающихся
  • создание условий, побуждающих ученика к активной  творческой деятельности и обеспечивающих участие в ней;

Принципы, составляющие основы концепции:

  • Принцип деятельности
  • Принцип творчества
  • Принцип психологической комфортности

Моей рабочей гипотезой является  предположение, что мотивированная активность младших школьников и интерес к учебному процессу становятся устойчивыми, обеспечивая эффективность обучения, если:

I.    — создать на уроке положительный психологический фон;

II.   — использовать многообразные творческие задания и различные виды творческой деятельности обучающихся;

III. – построить учебный процесс на принципах развивающего обучения

 

Педагогический опыт и анализ прочитанной литературы позволяет понять высокую значимость развития мотивационной сферы учащихся. Так как для успешного решения задачи, стоящей перед учеником в ходе учебной деятельности необходимо, чтобы она была не только понята, но и внутренне принята, то есть, чтобы она приобрела значимость для учащегося и нашла, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Мотивы могут быть заложены в самой учебной деятельности и могут быть связаны с тем, что лежит вне учебной деятельности. К первым можно отнести мотивы, связанные с содержанием учения и самим процессом учения, а ко вторым — широкие социальные мотивы, узколичные и отрицательные.

учебная мотивация

В младшем школьном возрасте познавательный интерес (понимаемый как положительное отношение человека к предметам и явлениям действительности в силу их важности для него и эмоциональной привлекательности) у большинства детей находится на низком уровне. Значительное место в мотивации младшего школьного возраста занимают узколичные мотивы благополучия, престижа. Среди этих мотивов первое место занимает мотив «хочу получать хорошие отметки».По данным статистики у 20% учащихся, переходящих в среднее звено обучения, ведущим мотивом является избежание наказания.

мотивы

Воспитать у ребенка положительное отношение к учебной деятельности — значит, опираясь на уже имеющуюся у него мотивацию, сформировать мотивы, побуждающие к этой деятельности и придающие ей определенный смысл.

Первый путь воспитания положительного отношения к учебе — создание устойчивой мотивации достижения успеха на базе достаточно высокой самооценки. Он осуществим только при определенной эффективности учебной работы ребенка.

Второй путь — формирование учебных интересов на основе первоначальных простейших интересов (к облегченным механическим видам работы, к наглядности, игровым моментам и т.д.)

 

I.                  Положительные и отрицательные эмоции детей на уроке.

 

         По типу взаимоотношений всех людей можно разделить на две категории: людей, которые в основном общаются на когнитивном (познавательном) уровне и тех, которые свои отношения строят на уровне эмоций и чувств. Первый тип подсознательно подавляет свои эмоции, умеет управлять ими, старается в жизни оперировать фактическим материалом. К данному типу относится значительная часть взрослых людей.

Люди второго типа воспринимают мир через призму чувств и впечатлений . Для них в отношениях очень важен эмоциональный климат. Дети естественным образом относятся ко второму, эмоциональному типу. По утверждению  психологов , ребенок приходит в этот мир, обладая поразительной способностью к эмоциональному восприятию. Он чутко реагирует на отношения к нему матери, родных, близких и остального окружения.

Данные утверждения  действительны и для младшего школьного возраста.        Мир отвлеченных понятий, научных терминов и абстрактных знаний сам по себе пока ещё мало привлекателен для детей 7-10 лет. Их интересуют яркие образы, сильные переживания, внешние атрибуты школьной жизни и существующие здесь отношения. Игровая форма занимает огромное место в деятельности первоклассника и второклассника, и значительное – в жизни учащихся третьих и четвёртых классов. Интерес к процессу учения только формируется.

Для привития интереса к учению опытные педагоги используют различные образовательные технологии, широчайший спектр методов  и приёмов, а также стараются создать на уроках положительный  эмоциональный климат.

Эмоциональный фон урока оказывает важное влияние на нравственно-волевую, физическую и мотивационную сферы учащихся, а, значит,  является немаловажным фактором эффективности учебного процесса.

 

  1. Под нравственно-волевой сферой понимается: владение детьми основами культуры поведения, манерой  общения со взрослыми и сверстниками; достаточный уровень проявления воли; формирование чувства ответственности, моральных принципов и нравственных  представлений.
  2. Физическое состояние  предполагает оптимальное физическое и нервно-психическое развитие ребенка, нормальное функционирование детского организма.
  3. Развитие мотивационной ( побуждающей к действию) сферы означает, прежде всего, активный познавательный интерес, стремление к приобретению знаний и успешной учебе.

 

Педагогическая практика и исследования психологов доказали, что отрицательные эмоции подавляют интерес к учебе, притупляют внимание, влияют  на самооценку учащихся, формируют негативное или безразличное отношение к учебному процессу, к школе.

 

Что же может помочь учителю в течение целого учебного дня поддерживать положительный эмоциональный климат?

Основой  для создания на уроках положительного эмоционального фона являются взаимоотношения преподавателя и учеников, которые должны  базироваться на взаимном уважении. Для установления искренних взаиморасполагающих  отношений больше подходит внеурочное время и, по возможности, неформальная обстановка.

Следующим необходимым условием является достаточный темп урока, который должен быть оптимальным для большинства учащихся в классе. Если работа на уроке организована в недостаточном темпе, то большинство учеников, особенно сильных, будет расхолаживаться, станет отвлекаться на посторонние предметы, снизится интерес к данному уроку, а отсюда- и общий деловой настрой. При завышенном темпе работы дети, которые не успевают, будут испытывать большое эмоциональное напряжение, и реагировать при этом они могут по-разному. Часть из них просто перестанет пытаться  успевать за классом и, в результате, учебные мотивации не будут сформированы .  Другая часть, испытывая длительное эмоциональное давление, может получить психологические травмы, вплоть до различных невротических состояний и болевых синдромов.

Третьей составляющей для создания положительного эмоционального фона на школьных занятиях будет использование на уроках игровых форм обучения. Думается, у каждого учителя есть копилка методов и приёмов игрового характера. Проводить работу в данном направлении поможет необозримый список литературы соответствующей тематики.

Ещё одно средство для улучшения настроения учителя и детей, — это использование на уроке заданий шуточного характера, и органическое включение в занятие юмористического материала, даже анекдотов, каламбуров и шуток. Доказано, что смех не только улучшает настроение, но и повышает концентрацию внимания, способствует снятию физического и умственного напряжения, стимулирует иммунную систему. Некоторые, так называемые, «физминутки» на уроке можно заменить «смехминутками», при организации которых нужно учитывать состав класса, владение учителем учебной ситуацией и дисциплинирующими методами для быстрой организации детей для дальнейшей работы.

Особенно стимулируют мотивационную сферу учащихся использование групповых форм работы. Дополнительным фактором, способствующим поднятию эмоционального тонуса, является организация на уроке различного рода состязаний и конкурсов. Хороший эффект дают нетрадиционные формы проведения занятий, использование наручных кукол,  различные уроки-путешествия, уроки-сказки, круглые столы, уроки-решения нестандартных задач и т.д…

Таким образом, мы видим, что  на формирование положительного фона на уроках действует множество факторов. И каждый учитель по своему желанию может использовать богатейший арсенал стимулирующих средств обучения

 II.               Творческая деятельность учеников.

для  успешной творческой деятельности младших школьников необходимо:

  • 1) — развивать творческие способности (креативность) и воображение обучающихся;
  • 2) — познакомить детей с видами творческой деятельности, научить их способам и приёмам творческой работы

Высокая эффективность в развитии мотивации и познавательных интересов при работе с учениками младших классов достигается при использовании наглядности, облегченных механических видов работы учащегося на занятиях, игровой деятельности, целенаправленной и организованной.

Однажды мне в руки попалась брошюра «Дети 80-ых» с незнакомым для меня автором, педагогом-практиком. В ней меня заинтересовал новый подход к развитию и воспитанию детей с помощью организации кукольного классного мини-театра. Я увлеклась этой идеей и решила попробовать использовать её непосредственно на уроках.

Были сшиты куклы, нарисована большая карта сказочного «Тридевятого государства» с городами Альджебри, Буквоградом и городом Невежд. Основным героем на наших занятиях, как правило, являлся невоспитанный и невежественный, но веселый, общительный и любознательный Кощейчик или Петрушка.

Как сияют глаза детей, как они торопятся ответить на вопросы, заданные героем и как ждут его появления на уроке! С увлечением дети выполняют его задания, присланные в сделанных их руками конвертах, и исправляют его ошибки. С любовью и старанием ученики готовят концерт для мам, изучая стихи и сценки, и овладевая сложным искусством манипулирования куклами.

Эти уроки активизируют деятельность детей, возбуждают желание посещать учебные занятия, помогают в развитии речи и эмоционально-волевой сферы учащихся, снимают усталость и напряжение трудного дня и развивают моторику рук, оказываяпри этом, значительное воспитательное воздействие на детей.

Но при проведении занятий такого рода я столкнулась с определенными трудностями:

  • отсутствие методических разработок и рекомендаций, что могло повлечь за собой ошибки в преподавании;
  • необходимость развития навыков и умений неигрового характера и таких качеств, как воля, усидчивость, трудолюбие и целеустремленность;
  • перевозбуждение детей, их медленное переключение на учебную деятельность иного рода.

Все это позволило прийти к выводу о целесообразности применения данных методики на отдельных уроках 1-2 классов и необходимости их сочетания с другими методами обучения, такими, как:

  • метод проблемного изложения
  • эвристический
  • исследовательский
  • развивающие игры
  • трудовая творческая деятельность

Для успешного развития воображения и креативности обучающихся, их нужно научить следующим видам творческой деятельности:

  • Перенос или переформирование субьективно известных знаний
  • Познание или объяснение новой ситуации действительности, важной взаимосвязи при помощи привлечения аналогичных известных случаев. Сравнения с другими случаями, при помощи объяснения важных условий или отношений
  • Применение и варьирование субъективно известных приёмов при решении новой сложной задачи, при выполнении поручения
  • Нахождение (выявление) субъективно новой проблемы, исходя из заданной известной проблемной ситуации
  • Выдвижение гипотезы или предположения для решения конкретной задачи
  • Применение известных алгоритмов, этапов решения проблемной задачи в новых условиях
  • Проверка и систематизация результатов, полученных при решении проблемы
  • Обоснование и защита результата, своего мнения перед другими точками зрения.

Школьники должны овладеть приёмами творческого мышления:

  • Выделение противоположных свойств
  • Постановка вопросов
  • Переформулирование
  • Генерирование идей
  • Включение объекта в новые связи
  • Представление оригинальных образов

При подборе творческих заданий учитель обязан учитывать, что эти задания должны быть направлены:

  • на самопознание;
  • на создание возможностей для самоопределения;
  • на самореализацию;
  • на развитие воображения
  • на развитие творческих способностей
  • Развитию мотивационной сферы учащихся способствуют творческие задания, используемые на уроках, во внеклассной и домашней работе. Это не только традиционные рисунки и сочинения, но и составление логических схем, ребусов, загадок, шарад и т.д. по предмету и по изучаемой теме. Такие задания не только раскрывают творческий потенциал каждого ребенка, но и помогают в развитии воображения, речи, логического мышления, формируют коммуникационные навыки и способствуют самовыражению обучающихся, а, следовательно, поднимают их самооценку.

творческие задания

Задания можно использовать в различных видах учебной деятельности, применяя как индивидуальную форму работы, так и групповую, и работу в парах

 

III.

В практике необходимо  использовать методы и приемы развивающего обучения, которые положены в основу требований ФГОС -2.

Теоретические положения Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» и «актуального развития», идеи Л.В. Занкова, Эльконина, Давыдова, Дж. Ашера (понятие о TPR) могут быть продуктивно использованы в преподавании.
Базовые принципы дидактики: сознательность, научность, доступность дополняются таким подходом, как обучение на более высоком уровне трудности, изучение материала более быстрым темпом, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, работа над развитием всех учащихся, в т.ч. и самых слабых, и самых сильных.
1. Принцип более высокого уровня трудностей в обучении.
процесс овладения знаниями идет через преодоление трудностей, которые лежат в зоне ближайшего развития, вызывают духовный подъём, укрепляют веру в свои силы.
2. Принцип ведущей роли теоретических знаний.
ученики в процессе упражнений ведут наблюдения за материалом,
учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных
связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к
уяснению определённых закономерностей, делают выводы.
3. Принцип осознания процесса учения.
принцип сознательности связан с пониманием сообщаемых знаний, он
направлен на объект познания. Принцип осознания процесса учения
обращён как бы внутрь, на осознание самим учеником протекания у него
процесса познания; что он до этого знал, а что нового ещё ему открылось
в изучаемом предмете.
4. Принцип прохождения материала более быстрыми темпами.
Без долгого повторения («жвачки»). Более быстрое продвижение вперед
идет одновременно с возвращением к пройденному. Изучение нового
переслаивается повторением ранее изученного. Повторение ведется так,
что ранее изученное выступает в иной связи с прохождением нового и
сопровождается открытием в нём неизученных сторон и новых граней.
Такое повторение направлено не просто на закрепление знаний, но на их
более глубокое понимание. Т.о. повышается качество знаний.
5. Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых.
показывает высокую гуманную направленность этой дидактической
системы.Процесс развития идёт скачкообразно. Поэтому слабые и
сильные ученики должны учиться вместе.
Главное в работе над развитием – учитывать, что результаты этой
работы могут сказываться не сразу. Поэтому, не прекращая этой работы,
надо терпеливо ждать и верить в её результаты.

История вопроса.

Основоположником этого направления считается известный немецкий педагог ХГХ века Дистервег, создавший знаменитую дидактику с выведенными в ней законами и принципами, не потерявшими до сих пор своего значения, например, такими, как принцип природосообразности (учет возрастных и индивидуальных особенностей), наглядности, сознательного усвоения (что подразумевает наличие познавательных интересов), побуждение учеников к самостоятельной работе.

К содержанию развивающего обучения относится не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, как в классической образовательной системе, но и операционная сторона процесса, то есть усвоение школьниками способов познавательной деятельности, формирование мыслительных операций через овладение приемами мыслительной работы, что также является содержанием, подлежащим усвоению.

Экспериментальная система Л.В. Занкова одна из ведущих в развивающем обучении. После ознакомления с ней я в своей практике стала вводить отдельные задания и упражнения, которые бы способствовали самостоятельной работе учащихся по наблюдению, мыслительной деятельности и практическим действиям. «Теория содержательного обобщения» Эльконина-Давыдова при правильном применении также активизирует познавательную деятельность

Хорошие перспективы открываются при использовании отдельных приемов проблемного обучения. Активизация познавательной работы учащихся происходит путем создания проблемной ситуации, постановки проблемного вопроса, задачи, решение которых вызывает интеллектуальное затруднение, т.к. ответ на них не содержится в известной уже информации или дети не владеют способом её решения. В данных случаях приходится следить за доступностью и посильностью предлагаемой проблемы и помогать в её решении наводящими вопросами.

 

Диагностика успеваемости и качества обученности показала, что предполагаемые результаты:-

  • повышение у школьников мотивации для активной  познавательной деятельности
  • формирование познавательной компетентности обучающихся
  • творческое восприятие и активное преобразование учебного материала учащимися
  • формирование  у учащихся способностей  к саморазвитию
  • умение применять полученные знания на практике, в жизни реализуются.

динамика успеваемости класса качество обученности

Вывод: использование вышеописанных методов и приёмов в учебном процессе, а также разнообразных видов творческой деятельности обучающихся, как в классной, так и во внеклассной работе, способствует развитию воображения и креативности детей,  формированию  мотивированной активности младших школьников, влияя на повышение познавательной активности и эффективности их обучения

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *