Урок математики 1 класс
Тип урока: урок повторения и закрепления изученного материала.
Вид: урок-игра
Технология: на игровой ситуационной основе
Система изучения: развивающая
Цель: Закреплять решение изученных типов задач, состав и навыки счета в пределах 9.
Задачи:
- Закреплять умения решать задачи на нахождение целого и частей, умения решать задачи на разностное сравнение; повторять состав чисел в пределах 9.
- Развивать вычислительные навыки, речь, мыслительные операции, творческие способности, воображение;
- Воспитывать навыки взаимопомощи, самоконтроля и взаимоконтроля, добросовестное отношение к учебному труду.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Вот и прозвенел звонок
Начинается урок.
II. Постановка учебных задач:
(На доске: карта со сказочным изображением страны Знаний)
Учитель: И вновь мы с вами отправляемся в страну Знаний. Сегодня первое наше путешествие – в город Математики. Вспомним, кто живет в этом городе?
ученик: Цифры, буквы латинского алфавита, знаки, геометрические фигуры..
Учитель: А кто правит в этом стране?
учееник: Королева Задача.
Учитель: Её Величество Задача и её подданные Волшебные цифры решили проверить нас, хорошо ли мы усвоили те знания, которыми они поделились с нами? Давайте покажем жителям города, что мы хорошо знаем состав чисел в пределах 9 и умеем решать задачи на сложение, вычитание и сравнение.
III.Повторение состава чисел в пределах 9.
1) Цифра 1 задала нам такие вопросы:
а) Как получить предыдущее число?
б) Как называется число, которое на 1 больше предыдущего?
(Учитель «подсказывает» детям, давая неверные ответы.)
2) Цифра 2 спросила, на какую красивую птицу она похожа? И какие сказки с участием этих птиц вы знаете?
(Ответы детей)
3) Цифра 3 решила проверить, умеем ли мы считать 3-ми до 30. Покажем, как мы это делаем?
(Маленькая физ.минутка)
Хорошенько потянулись и друг к другу повернулись. Считаем до 30 и хлопаем на каждый третий счет ладошками.
Цифра 4 приготовила для нас индивидуальные задания; откройте конверты, которые лежат у вас на столе. В них есть две маленькие карточки. Одна из них с примерами, в пустых клеточках которых надо вставить необходимые числа.
Цифра 5 дала такое задание: (На доске изображение пяти кругов разного цвета и размера)
По какому признаку можно разбить эти фигуры? Разбейте на части по размеру и запишите части числами. Назовите целое и части.
6) Цифра 6 расстроена; она забыла, как составлять сумму и разность. Помогите ей: запишите сумму чисел 4 и 2 и найдите её значение, запишите разность 6 и 3, найдите значение. (Дети выполняют на маркерных досках)
7) Цифра 7 просит нас назвать пословицы и поговорки, в которых она принимает участие.
(Ответы детей)
А ещё у цифры 7 есть для нас веселые упражнения…
Физ.минутка: Озорная цифра 7 нас замучила совсем
7 раз мы похлопали, столько же потопали
7 раз приседали. Ох, совсем устали!
8) Цифра 8 придумала, как ей кажется, очень сложное задание. Над ним вы могли подумать дома. Приготовьте, пожалуйста, каждый по 4 палочки, на парту -8. Вместе со своим соседом сделайте из них такую вазу… Затем надо переложить 3 палочки так, чтобы из вазы получился телевизор.
IV. Закрепление изученных типов задач.
9) Цифра 9 и королева Задача подарили нам интересные задачи.
Послушайте,
Катя пригласила на ёлку 4 девочек и 5 мальчиков. Сколько детей пригласила Катя на ёлку?
1)Прочитайте условие
2)Прочитайте вопрос
3)Какая схема подходит к этой задаче и объясните, почему? (На доске два вида схем: на нахождение целого и частей, на сравнение чисел)
Дети выбирают, комментируют.
А теперь сравните ваш ответ со схемой в учебнике с.62, №2 (решение задачи)
10) Цифра 0 дала следующее задание
☻+0=
Какие свойства нуля для этого надо вспомнить? (Ответы детей)
А ещё нулик подарил нам веселую зарядку с заданиями:
Физ.минутка:
- Подпрыгнуть столько раз, сколько букв в названии нашего города
- Присесть столько раз, сколько лепестков курая изображено на нашем флаге – флаге Республики Башкортостан
- Вспомните День нашей Республики; прохлопайте над головой число, а ногами протопайте порядковый номер месяца в году (11 октября)
Учитель: Королева Задача просила нас решить ещё одну задачу из учебника. В № 5 по готовой схеме надо придумать задачу. Попробуйте…
( выполняется в учебнике, коллективное обсуждение, фронтальная работа)
(Следующий вид работы выполняется при наличии свободного времени до конца урока)
Учитель: Но это ещё не все. Посмотрите, какие хитрые задачки приготовила для нас королева. (С помощью изображений (наглядности) решаются логические задачи):
1 Иван-царевич скакал на коне в Кащеево царство. А навстречу ему скакали три богатыря. Сколько всего коней скакало в Кащеево царство?
2 Винни-Пух, Пятачок и Братец Кролик ели мёд. Пух съел больше Пятачка, а Братец Кролик меньше Вини-Пуха. Подумай, можно ли ответить на вопрос:»Кто съел мёда меньше всех?»
3 Кай и Герда вырезали из салфеток снежинки к Новому году. Они начали работу одновременно и закончили вместе, но Герда вырезала снежинки быстрее Кая. Кто вырезал больше снежинок?
4 Пьеро, Мальвина и Буратино спрятались от Карабаса в доме папы Карло. Один под кроватью, другой в шкафу, а третий в печке. Известно, что Буратино в печку не полез, Мальвина не пряталась под кроватью и в печке. Как вы думаете, кто где спрятался?
VI. Подведение итогов.
Учитель: Как вы думаете, ребята, цифры остались довольны нашей работой сегодня? Аргументируйте свой ответ.