Тема: «Где зимуют птицы».

 Окружающий мир 1 класс

( по программе Плешакова А.А.)

Тип урока: урок изучения нового материала. Вид: комбинированный

Технология: проблемная cистема изучения: развивающая

Цель: Расширить знания детей о птицах, в частности о том, где и как птицы проводят зиму.

 

Задачи:

  1. Расширить знания детей о птицах; закрепить знания о птицах, зимующих в наших краях и перелетных
  2. Расширять кругозор детей, развивать внимание, речь, творческие способности и воображение; учить детей последовательности в работе
  3. Воспитывать заботливое отношение к птицам, любовь к живой природе.

Оформление доски: карта полушарий, изображения муравья Вопросика и мудрой Черепахи, шапка таблицы «Перелетные и оседлые птицы»

 

Ход урока:

I. Организационный момент:

Каков телом (дети встают, потягиваются, демонстрируют силу мышц рук), таков и делом (садятся, переключают внимание на учителя)

II. Актуализация опорных знаний:

Учитель: Отгадайте о ком пойдет сегодня речь на уроке. У этих животных есть: голова, шея, туловище, ноги, хвост, клюв, крылья — кто это?

Ученик: Птицы

Учитель: Какой из основных отличительных признаков я не назвала? Чем отличаются птицы от зверей?

Ученик : Тело птиц покрыто перьями

Учитель: Об оперении птиц упоминается в пословице, которую нам надо постараться сложить (из отдельных слов и изображений складывается пословица «Красна птица пером, а человек — умом»)

Учитель: Как понимаете эту пословицу? (ответы детей)

Учитель: На какие две большие группы, в зависимости от обитания, можно разделить птиц?

—          ответы учеников

Учитель: Сегодня мы будем говорить о птицах

Вступительное слово учителя:

«Птиц на земле много — около 9.000 видов. Есть птицы очень большие, до 2 метров высотой, есть и совсем крошечные, не больше бабочек.

Есть птицы, которые летают выше облаков, а есть такие, которые совсем не могут летать.

Одни птицы живут в лесу, другие — в степи, третьи — в горах, ещё одни -на берегу моря.

Питание у птиц тоже разное. Одни птицы питаются рыбой, другие -насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть такие, который едят только растительную пищу. В основном ягоды и семена.

Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнёзда на земле или в ветвях деревьев и кустов…»

III. Постановка учебных задач.

Учитель: .. .об этом мудрая Черепаха рассказала любознательному муравьишке Вопросику, а у того тут же появились новые вопросы:

—   Где зимуют птицы?

—   Как узнать, где они зимуют?

вам это интересно? Ответы на эти вопросы и будут планом нашего урока, по которому мы будем работать.

А для этого мы должны выполнить задания, которые нам приготовила Мудрая Черепаха.

Загадка:  „

На дереве сидела я и сыр во рту держала,

А мимо дерева лиса близёхонько бежала

Кто это, из какого произведения, и кто автор этой басни?

(ответы детей)

Учитель показывает изображение вороны, звучит её голос, в таблицу прикрепляется в первый столбик слово «ворона» (01-19)

1)        Название этой маленькой шустрой птички похоже произошло от её
плутоватого вороватого нрава. Собираясь стаями, эти серенькие
невзрачные птички истребляют не только насекомых, но и могут
навредить урожаю. Поэтому крестьяне, завидев их кричали: «Вора бей!»
и старались прогнать пичужек с полей

На доске укрепляется следующее слово «воробей-» .(02-25)

2)        Ребус:

«40 А» На доске появляется слово «сорока» (03-12)

Я твой домик расписал

Голубым, зелёным, сверху ветку привязал

Молодого клёна.

Прилетай и распевай

Песню про зелёный май!

Прилетай в наш двор скорей!

Всё готово, ты поверь!

 

(На доске новое слово -<<скворец»)(07-1мЗО)

 

9)      «Узнай птицу!»

Эта птица очень похожа на ворону и внешним видом, и голосом (демонстрируется фотография и запись голоса птицы), но живет она в стае, -вороны живут парами-, улетает на зиму в тёплые края (на карте учитель показывает юг Западной Европы)и прилетает одной из первых. (Слово «грач»У 08 -39)

О возвращении этих птиц известный художник написал картину «Грачи прилетели»(демонстрация репродукции), кто помнит имя этого художника? (Ответы детей)

10)    О ком это?

Ещё в низинах снег и лёд, Но небеса — весенние И он летает и поёт, Блистая оперением. Гнездо своё он в поле вьёт Где тянутся растения, Его и песни и полёт Вошли в стихотворения. (слово «жаворонок»)(09-36)

11).Загадка:

Раздала матушка всех своих детушек по чужим домам. Ищет-причитает, деток созывает, никак не созовёт (слово «кукушка»)( 10-22)

12).Задание: составить из кубиков-букв слово-название птицы, которую называют лучшим певцом, не смотря на её скромный вид (на доске изображение соловья, рисунок кубиков с буквами; звучит запись трели соловья) (11- 1м.5)

Учитель: Где же зимуют птицы?

Ученик: Птицы зимуют у себя на родине и в тёплых странах.

Учитель: Я покажу вам, ребята, где находятся эти тёплые страны На карте учитель показывает юг Западной Европы, Азии, страны Африки и острова экваториального пояса и называет их.

Учитель: Знаете, ребята, оказывается, есть ещё такие птицы, которые прилетают зимовать к нам. Вспомните, каких птиц мы можем увидеть у нас зимой и не видим летом?

Ученик делает короткое сообщение о снегирях (если позволяет время,- о свиристелях рассказывает другой ученик) с демонстрацией изображения этих птиц, звучат записи их голосов

СНЕГИРЬ.( 12-25) Снегирь размером больше воробья, весит 32—34 г. Окраска очень красива. Верх головы, крылья и хвост черные. Задняя часть шеи и спина светло-серые. Над хвостиком и под хвостиком чисто-белые. Нижняя часть тела у самца красная, у самки буровато-серая.

Живут снегири в хвойных лесах, на зиму улетают на юг. В конце зимы снегири летят обратно к северу.. В конце апреля, на ветках ели, очень высоко, снегири строят гнёзда. В гнезде бывает 4—7 светло-голубоватых яиц с темными крапинками. Их высиживает самка (мама). Самец (папа) изредка ее сменяет и подкармливает. Птенцы появляются через 2 недели. Выкармливают их оба родителя. За лето снегири два раза откладывают яйца. Осенью, снегири собираются в небольшие стайки и улетают в тёплые края. У нас они появляются в начале зимы. Потом снегири улетают дальше к югу, и поэтому в середине зимы мы их не видим. Снова появляются в марте и-апреле, перед весной, когда летят обратно. Питаются снегири растительной пищей — семенами деревьев, почками, побегами, молодыми листьями и цветами.. Насекомых поедаются лишь случайно. Снегирей часто держат в клетках как красивых певчих птиц.

 Физ.минутка: Игра «Чижик»

Встань, чижик, подбодрись, подбодрись Влево, вправо повернись, повернись! Крылышками помаши, помаши Да попрыгай, попляши, попляши!

Учитель: Ученые открыли места зимовки птиц, но как они это сделали? Как на их месте поступили бы вы, если бы перед вами стояла бы эта проблема? (Предположения детей)

Посмотрим, кто из нас прав.

V. Закрепление.

А) Работа по учебнику (стр.77 )

Б) Выполнение задания в рабочей тетради с.31.задание 1 (обсуждение задания идёт группами по 4 человека). Коллективная проверка. Итак, мы можем ответить и на второй вопрос муравьишки

 VI. Подведение итогов.

Учитель: Теперь мы можем ответить на вопросы муравьишки?

1. Игра «Третий лишний»

(Дети получают карточку с перечислением перелётных и оседлых птиц, одна из которых является «лишней» Работа идёт в парах) (Проводится при наличии свободного времени на уроке)

2. Ответы на вопросы:

Учитель: Был ли интересен и полезен для вас сегодняшний урок? Узнали ли вы для себя что-то новое? Оцените наше занятие и покажите эту оценку мне: восклицательный знак — «всё прекрасно; вам очень понравилось; точка — всё нормально, вы всё поняли, готовы работать дальше на следующем уроке над следующей темой вопросительный знак — у вас остались вопросы, и вы мне их напишите или нарисуете; многоточие — вы сомневаетесь, не можете точно оценить, сказать; запятая — на следующем уроке ОМ вы хотите продолжения темы, она вам интересна.

3. А как мы можем помочь птицам, зимующим в нашем городе?

Дома, с помощью родителей вы можете сделать кормушки, повесить их и

подкармливать птиц, наблюдать за ними.

Тема: «Где зимуют птицы».: 1 комментарий

  1. Разработка урока по курсу «Окружающий мир» для 1-го класса по УМК «Школа России». Урок помогает расширить знания детей о птицах, зимующих в наших краях, знакомит с перелетными птицами, учит находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления, воспитывает заботливое и бережное отношение к птицам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *