Как помочь первокласснику запомнить состав чисел

Для успешного обучения математике в первом классе ученикам важно легко и быстро считать. Наиболее оптимальным вариантом  является усвоение счета, и соответственно – состава чисел (в пределах 20) вплоть до автоматических навыков, когда ребенок не задумываясь,  в уме легко может решить длинную цепочку последовательных математических действий.

  1. Многие дети при поступлении в школу уже свободно считают до 100 и вычисляют значения выражений в пределах 10 и даже 20.  Если у вашего ребенка  к 7 годам нет таких достижений, можно предположить  разные причины такого «отставания» от сверстников, но основные две:
    • У вашего малыша слабая память.
    • У вас не было времени заниматься со своим ребенком
    • У вашего малыша есть реальные проблемы в развитии,  которые вы можете обнаружить с помощью специалистов (психолога, логопеда, учителя, врача)

    В первом случае для успешного обучения  необходимо заняться тренировкой памяти. Для развития памяти существует огромное количество методик, развивающих игр и упражнений.

  2. Для помощи ребенку во втором случае,  и отчасти в третьем  мы можем предложить несколько советов и упражнений, которые помогут вашему малышу  более эффективно усвоить состав чисел в пределах первых двух десятков.
  • Для того, чтобы помочь ребенку выучить состав какого-либо числа, надо дать возможность ему поработать с частями (слагаемыми) данного числа. Например:  придумать простые задачи и обратные (о конфетах, тетрадках, машинках, куклах и т.д.), демонстрируя все действия наглядно

Пример: вот на столе лежат 3 карандаша и 2 ручки. Сколько предметов на столе?(Обратная задача, в которой одно из известных данных становится неизвестным, а неизвестное ранее – известным) : на столе 5 предметов; 2 из них ручки, остальные карандаши. Сколько  карандашей на столе? (Карандаши можно закрыть салфеткой или платком)

  •  составлять числа с помощью цветных  счётных палочек (можно поиграть, закрывая одну часть палочек ладонью или платочком, — малышу нужно догадаться сколько палочек вы закрыли рукой)
  • рисовать различными фигурами или фигурами разного цвета
  • начертить отрезок необходимой длины,  считая по клеточкам нужное количество, разделить его на две части;  затем обвести эти части разными цветами и составлять из  данных частей все возможные равенства (по методике Петерсон)

Пример: отрезок равен 10 клеткам, делим его на части разного цвета —  6 и 4 клетки , составляем  равенства  6+4=10; 4+6=10, 10-6=4; 10-4=6 (демонстрируя наглядно малышу, то закрывая, то открывая  части ладонью)

  • Можно поиграть с малышом, пряча за спиной (под платком)определенное количество мелких игрушек (других предметов ) и подсказывая ему с помощью математических действий,

Пример: если к 3 конфетам добавить 2, то получится  то количество, . которое я держу в руке. (За правильный ответ – сладкий приз), или «если съесть 4 конфетки (леденца, ягодки…)из  7, останется столько конфет, сколько я держу в руке.

  • Существует большое количество настольных и компьютерных игр, помогающих выучить  состав чисел легко и без напряжения.

Таблица сложения и вычитания

Таблица вычитания в пределах 20 — это таблица сложения, которой надо научить пользоваться вашего ребенка, пока он не запомнит состав чисел.

Таблица вычитания

Принцип составления такой таблицы аналогичен таблице умножения.
12345678910
2456789101112
35678910111213
467891011121314
5789101112131415
68910111213141516
791011121314151617
8101112131415161718
10121314151617181920

         Выбираем нужные нам слагаемые . — смотрим на пересечение линий, образованных строчкой и столбиком – находим сумму. Например: 4+3=7. При вычитании мы находим сумму и одно из слагаемых, которое нам необходимо вычесть и опять смотрим на линии, образующие это пересечение. На конце одной из линий и будет находиться искомое слагаемое. Например: 7- 4. Нашли сумму 7, которая лежит на одной строчке со слагаемым 4 (то число, которое надо вычесть). Затем от суммы поднимаемся вверх и видим 3, которое  и является вторым слагаемым или искомым ответом. Так, как мы знаем правило: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.

         Когда у ребенка до автоматического навыка будет усвоен состав чисел, он и без таблицы ответит, что 7 – 4 = 3 потому, что 7 –это 4 и 3, и если от семи отнять три, то будет четыре; а отнять от семи четыре – будет три. 

          Другой пример с переходом через десяток: 7 + 8 = 15, т.е. если из 15 вычесть 7 – будет 8,  и т.д…

Как помочь первокласснику запомнить состав чисел: 1 комментарий

  1. Для успешного освоения курса математики надо постараться еще до школы выучить с ребенком состав чисел.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *