Для успешного обучения математике в первом классе ученикам важно легко и быстро считать. Наиболее оптимальным вариантом является усвоение счета, и соответственно – состава чисел (в пределах 20) вплоть до автоматических навыков, когда ребенок не задумываясь, в уме легко может решить длинную цепочку последовательных математических действий.
- Многие дети при поступлении в школу уже свободно считают до 100 и вычисляют значения выражений в пределах 10 и даже 20. Если у вашего ребенка к 7 годам нет таких достижений, можно предположить разные причины такого «отставания» от сверстников, но основные две:
- У вашего малыша слабая память.
- У вас не было времени заниматься со своим ребенком
- У вашего малыша есть реальные проблемы в развитии, которые вы можете обнаружить с помощью специалистов (психолога, логопеда, учителя, врача)
В первом случае для успешного обучения необходимо заняться тренировкой памяти. Для развития памяти существует огромное количество методик, развивающих игр и упражнений.
- Для помощи ребенку во втором случае, и отчасти в третьем мы можем предложить несколько советов и упражнений, которые помогут вашему малышу более эффективно усвоить состав чисел в пределах первых двух десятков.
- Для того, чтобы помочь ребенку выучить состав какого-либо числа, надо дать возможность ему поработать с частями (слагаемыми) данного числа. Например: придумать простые задачи и обратные (о конфетах, тетрадках, машинках, куклах и т.д.), демонстрируя все действия наглядно
Пример: вот на столе лежат 3 карандаша и 2 ручки. Сколько предметов на столе?(Обратная задача, в которой одно из известных данных становится неизвестным, а неизвестное ранее – известным) : на столе 5 предметов; 2 из них ручки, остальные карандаши. Сколько карандашей на столе? (Карандаши можно закрыть салфеткой или платком)
- составлять числа с помощью цветных счётных палочек (можно поиграть, закрывая одну часть палочек ладонью или платочком, — малышу нужно догадаться сколько палочек вы закрыли рукой)
- рисовать различными фигурами или фигурами разного цвета
- начертить отрезок необходимой длины, считая по клеточкам нужное количество, разделить его на две части; затем обвести эти части разными цветами и составлять из данных частей все возможные равенства (по методике Петерсон)
Пример: отрезок равен 10 клеткам, делим его на части разного цвета — 6 и 4 клетки , составляем равенства 6+4=10; 4+6=10, 10-6=4; 10-4=6 (демонстрируя наглядно малышу, то закрывая, то открывая части ладонью)
- Можно поиграть с малышом, пряча за спиной (под платком)определенное количество мелких игрушек (других предметов ) и подсказывая ему с помощью математических действий,
Пример: если к 3 конфетам добавить 2, то получится то количество, . которое я держу в руке. (За правильный ответ – сладкий приз), или «если съесть 4 конфетки (леденца, ягодки…)из 7, останется столько конфет, сколько я держу в руке.
- Существует большое количество настольных и компьютерных игр, помогающих выучить состав чисел легко и без напряжения.
Таблица сложения и вычитания
Таблица вычитания в пределах 20 — это таблица сложения, которой надо научить пользоваться вашего ребенка, пока он не запомнит состав чисел.
Таблица вычитания
Принцип составления такой таблицы аналогичен таблице умножения.1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
3 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
4 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
5 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
6 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
7 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
8 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
10 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Выбираем нужные нам слагаемые . — смотрим на пересечение линий, образованных строчкой и столбиком – находим сумму. Например: 4+3=7. При вычитании мы находим сумму и одно из слагаемых, которое нам необходимо вычесть и опять смотрим на линии, образующие это пересечение. На конце одной из линий и будет находиться искомое слагаемое. Например: 7- 4. Нашли сумму 7, которая лежит на одной строчке со слагаемым 4 (то число, которое надо вычесть). Затем от суммы поднимаемся вверх и видим 3, которое и является вторым слагаемым или искомым ответом. Так, как мы знаем правило: чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
Когда у ребенка до автоматического навыка будет усвоен состав чисел, он и без таблицы ответит, что 7 – 4 = 3 потому, что 7 –это 4 и 3, и если от семи отнять три, то будет четыре; а отнять от семи четыре – будет три.
Другой пример с переходом через десяток: 7 + 8 = 15, т.е. если из 15 вычесть 7 – будет 8, и т.д…
Для успешного освоения курса математики надо постараться еще до школы выучить с ребенком состав чисел.